В «Боярской книге 1556 г.»
передача «на окуп» отдельных волостей датируется разными сроками
1555–1556 гг. Так, волость Кусь отдана была на откуп на Благовещенье
7063 г., на Петров день — Мещерка и Раменка, на Ильин день — Ярославец,
Спасский стан, Серебож и стольничий путь в Переяславле. Особенно много волостей
передано было на откуп в 7064 г.: «с Семена дни» (1 сентября
1555 г.) — ряд псковских волостей (Велья, Остров, Гдов),
а также Кобылье Городище, Соль Малая, Вере-тея, Нерехта, Соль Большая и Дуброва. С покрова (1 октября) на откупе были Тотьма, Городень, «Усть
река» и Водлоозеро и, наконец, с введенья — Утманово.
Интересно, что обычно при передаче на откуп волостей
не считались со сроком, когда оканчивалось в них кормление. Это означало слом
старой кормленой системы местного управления. Земская реформа родилась из
практики получения местным населением у кормленщика на откуп его прав. Например,
С. Ф. Нагаев «взял из писчие в Русе откупу 50 рублев [70]63 г.». С централизацией аппарата откуп стало выдавать
центральное финансовое ведомство — Большой дворец (так, например, И. Ю.
Филиппов-Чортов взимал «с ключа с трети Рязанские на Большом дворце»). Реформой
1555–1556 гг. откуп для служилых людей превратился в денежное жалованье,
источником которого была плата за наместничий корм (кормленый откуп),
взимавшийся Большим дворцом.
Поскольку финансовые прерогативы кормленщиков не
распространялись на иммунистов-вотчинников, помещиков и монастыри, постольку и
земская реформа коснулась главным образом территорий с черносошным землевладением,
а также посадов.
В отдельных землях уже вскоре возвратились снова к
практике выдачи кормлений. Так было, например, в Пскове. Кобылье Городище и
Гдов с сентября 1555 г. были даны на откуп. Однако
Кобылье Городище уже в феврале 1557 г., а Гдов еще до 1561 г. были
снова переданы кормленщикам-наместникам. То же, очевидно,
было и в некоторых других местах Новгородско-Псковской и
Смоленской земель. Кормленщики были на южной и юго-восточных окраинах
государства. Опись царского архива (1562–1572 гг.) сообщает,
что Ивангородская и Балахонская грамоты были отданы дьяку Путиле Михайлову,
«потому что отставлены». Этот дьяк сбирал «кормленый окуп» с
Двины с 1556 г. и ведал одновременно Поместным приказом. В приведенной
записи речь идет, вероятно, об отмене земской реформы в Ивангороде и Балахне.
Поэтому земские грамоты и были «отставлены».
В 1556–1559 гг. разрядные книги отмечали наместников
по городам южной украины: в Рыльске, Путивле, Стародубе, Почапе,
Новгород-Северском, Белеве, Чернигове, Рославле, Брянске, Карачеве; в
1559–1560 гг. — в Мценске; в 1563 г. — в Туле.
Перед нами две категории городов: из Псковской земли и
южные (Северские) города. Сохранение там наместнического управления связано с
задачами обороны этих территорий в условиях начавшейся Ливонской войны и постоянных
набегов крымских татар.
Здесь наместники-кормленщики постепенно становились и
воеводами. Например, в 1578 г. И. Карамышеву дан был в кормление Невль. В
этом же году Карамышев назывался в одной грамоте наместником, а в другой —
наместником и воеводой. Воеводы в 1570 г. были уже в Василе
(Васильсурске), в 1571 г. — в Курмыше, в 1577 г. — в Кореле. Воеводская форма наместничьего правления окраинными городами
родилась в бурные годы длительных войн Ивана Грозного, когда порубежные города
передавались в ведение военачальникам и другой высшей гражданской власти там не
было.
Земская реформа, задуманная, очевидно, как
общегосударственная, была в полной мере осуществлена только на черносошных
территориях русского Севера. Здесь земские власти восприняли даже функции
губных учреждений (хотя в отдельных случаях органы губного управления могли и
сосуществовать с ними). На основных территориях Русского государства земская
реформа оставалась неосуществленной, а власть наместников-кормленщиков
постепенно заменилась воеводским управлением, более тесно связанным с
центральным правительственным аппаратом. Ход этого процесса должен послужить
предметом специального исследования. В настоящее время можно утверждать, что
ликвидация системы кормлений в Русском государстве не была единовременным актом,
а происходила на протяжении ряда лет. «Приговор» Никоновской летописи является
не законом об отмене кормлений, а публицистическим обобщением многочисленных
практических мероприятий в этой области.
|