Меню сайта
|
Патриарх ФиларетПатриарх
Филарет Патриарх Филарет, в миру Федор Никитич Романов,
занимает достойное место в ряду политических и государственных деятелей,
повлиявших на развитие России. Он был не просто отцом первого государя —
Романова, не только главой русской церкви, но и политическим лидером, чьи
взгляды и действия отражали новый этап в истории страны, наступивший после
потрясений Смутного времени. Род Романовых в течение нескольких столетий был
близок к великокняжескому дому Рюриковичей. Первое упоминание о нем относится
к 1347 г.:
Андрей Иванович Кобыла, отец которого являлся, по преданию, выходцем из
Пруссии, был в почетном поезде в Тверь во время свадьбы Симеона Гордого, сына
Ивана Калиты, и тверской княжны Марии Александровны. Подтверждением того, что
он был одним из первых сановников, служит и судьба детей: Федор Андреевич Кошка
был новгородским наместником в 1393
г., его сестра — замужем за сыном Тверского Великого князя Михаила Александровича. В свою очередь,
сын Кошки, Иван Федорович, был свидетелем при написании всех вариантов
завещаний Великого князя Василия Дмитриевича в 1406, 1423 и 1424 гг., а
правнук Юрий Захарьевич пожалован боярским саном в 1493 г. Но переломным моментом явилась свадьба Ивана IV и
Анастасии Романовны 3 февраля 1547 года. Благодаря этому браку брат царицы
Никита Романович Юрьев-Захарьин вошел в большую силу. Будучи окольничим с 1555 г., Никита Романович
стал боярином в 1563 г.,
а с 1567 г.,
после смерти брата Даниила,— дворецким. Даже смерть Анастасии 7 августа 1560 г. (ходили слухи, что
ее отравили) не смогла пошатнуть положение Романовых, так как их кровь текла в
наследниках престола — Иване (1554—1582) и Федоре (1557—1598), будущем
государе. То, что Никита Романович не входил в опричнину и не запятнал себя
кровью, благоприятно сказалось на его популярности, укрепив позиции Романовых.
Именно к нему, как к дяде царя, должна была перейти реальная власть после
смерти Ивана IV в 1584 г. Но в апреле 1585 г. Никита Романович умер в результате
болезни и был погребен в Новоспасском монастыре. Перед смертью он взял клятву с
шурина царя, Бориса Годунова, «соблюдать его детей». «Новый Летописец»,
составленный при патриархе Филарете в 20-е годы XVII в., очень глухо говорит о
распре бояр в 1584—1585 гг. Сторону Годунова держали «иные бояре». Что это за
бояре — не указывается, но скорее всего — сами Романовы. Только так можно объяснить
осторожность высказываний, так как в то время по политическим соображениям
невозможно было признать союз Бориса Годунова и Никитичей Романовых. Борис Годунов, будучи фактическим правителем на правах
брата царицы Ирины, соблюдал клятву до смерти царя Федора Иоановича. Федор
Никитич Романов (род. около 1556
г.) женился на Ксении Ивановне Шестовой в 1585 г., стал наместником
Нижегородским в 1586 г.
В 1587 г.
он получил сан боярина. В 1590
г. в походе к шведской границе наравне с Борисом
Годуновым был в звании дворового и ближнего воеводы. В 1593—1594 гг. —
наместник Псковский. Борис не мог не видеть в нем реального претендента на
престол после смерти Федора Иоановича, так как последний Рюрикович умирал
бездетным, а Федор Никитич являлся его двоюродным братом. Историками обычно не
учитывался тот факт, что убийство царевича Дмитрия было выгодно не только
Борису Годунову, но и Романовым, расчищая им путь к верховной власти. Современники-иностранцы в своих записках прямо говорили,
что перед смертью царь Федор Иванович вручил корону и скипетр ближайшему
родственнику своему, Федору Никитичу, передав ему управление царством, но пока
братья Романовы не решались взять скипетр, Борис Годунов взял его сам. Трудно
сказать, насколько правдивы эти «слухи», но само их существование
свидетельствует о притязаниях Никитичей и борьбе за власть, которая вылилась в
дело о попытке извести царя Бориса Романовыми в 1600—1601 гг., когда братья
Никитичи пытались якобы отравить его. Правда, были и противоположные
свидетельства современников о том, что в ноябре 1600 г. Борис велел
нескольким негодяям обвинить Федора Никитича, отдавшего ему корону, и братьев
его в попытке отравить царя и все его семейство, и будто бы Борис сам велел
подбросить коренья Александру Никитичу Романову. С воцарением Михаила все обвинения в адрес Романовых
были отвергнуты уже в «Утвержденной грамоте» об избрании Михаила Федоровича на
царство: «Митрополит Филарет по зависти дьявола царя Бориса невинно был в
изгнании и заточении и там принял ангельский образ для будущих вечных благ».
Вряд ли обвинение Романовых в желании занять престол было беспочвенным, хотя,
возможно, дело об отравлении и было сфабриковано. Но как раз в это время на
Москве зародились слухи о самозванце, и если принять версию, что Григорий
Отрепьев был с двора Романовых, а об этом прямо говорится в грамотах патриарха
Иова, то напрашивается вывод о правомерности действий Бориса Годунова, защищавшего
свои права на трон. Годунов был вынужден нарушить клятву, данную боярину Никите
Романовичу, ради собственной безопасности. Главный противник — Федор Никитич
был пострижен в июле 1601 г.
под именем Филарета и содержался в Антониев-Сийском монастыре «в бережении,
покое, чтоб нужды не было, но с людьми не общался». Те же условия содержания
были определены для его братьев — Ивана и Василия Романовых и жены Ксеньи,
отправленной в Заонежский погост под именем старицы Марфы. Об активном
участии Ксеньи в заговоре свидетельствует тот факт, что ее мать, теща Федора
Никитича, Мария Шестова также была насильно пострижена и находилась в
Чебоксарах в Никольском монастыре. Дети Федора Никитича вместе с теткой и ее
мужем, Борисом Черкасским, были высланы на Белоозеро, но вскоре переведены в
вотчину отца в Юрьев-Польской уезд. Несмотря на то что принятие иноческого чина в то время
однозначно преграждало путь к престолу, на что и рассчитывал Годунов, старец
Филарет не хотел мириться со своим положением. В 1602 г. Годунову доносили,
что «малый», живущий с ним, в обязанности которому, вероятно, вменялось
следить за опальным боярином, ничего не доносит, с Филаретом «душа в душу», а
сам Филарет жалуется, что бояре его оговорили. Боясь нового заговора, Борис
Годунов потребовал немедленно заменить «малого» старцем. Но уже в 1605 г., согласно доносу
пристава, даже игумен потакал Федору Никитичу, живущему не по-монашески,
беспричинно смеющемуся и больше разговаривающему об охоте да собаках. Причина
подобного поведения скорее всего кроется в значительных успехах Самозванца, на
которого возлагались большие надежды. Вероятно, Филарет имел связь с миром, а
возможно, и принимал участие в заговоре против Годунова.
Патриарх Филарет ч. 2 Патриарх Филарет ч. 3 Патриарх Филарет ч. 4 Патриарх Филарет ч. 5 Патриарх Филарет ч. 6 Патриарх Филарет ч. 7 Патриарх Филарет ч. 8 Патриарх Филарет ч. 9 Патриарх Филарет ч. 10 прокат рюкзаков днепропетровск подробнее alpsport.ua кошки для альпинизма киев |
|