Меню сайта
|
Ермак Тимофеевич ч. 5Этот идеал ясно выказывается в истории малорусского
казачества в ту эпоху, когда оно уже успело разлиться на целый народ. В
московской Руси черты такого идеала выразились слабее, но здесь и там, пока
этот идеал мог быть достигнут, казачество не иначе должно было проявиться, как
в форме военной, наезднической и даже разбойнической. С одной стороны,
соседство татар вызывало необходимость беспрестанно вести войны; защищаясь
против врагов, казаки неизбежно стали и нападать на них.
Удачные нападения давали им добычу, а приобретение
добычи увлекало их к тому, чтобы, вместо мирных земледельческих и промышленных
занятий, жить и обогащаться войною; к этому присоединялись и религиозные
воззрения: так как враги их были не христиане, то нападения на них и грабежи
считались не только нравственно позволительным, но и богоугодным делом. С
другой стороны, так как казачество составлялось из людей, недовольных государственным
строем, то отсюда вытекала вражда и к государственному управлению и ко всему
обществу, признававшему это управление.
В казаки шли люди бездомные, бедные, «меньшие», как
говорилось тогда, и вносили с собой неприязнь к людям богатым, знатным и
большим. Отсюда-то происходило, что казаки или шайки, называвшие себя казаками,
со спокойной совестью нападали на караваны и грабили царских послов и богатых
московских гостей. Но казаки, несмотря на все это, были русские люди, связанные
верой и народностью с тем обществом, из которого вырывались: государству всегда
оставалась возможность с ними сойтись, и если не сразу подчинить их, то до
известной степени войти с ними в сделку, дать уступки и, по возможности,
обратить их силы в свою пользу.
Недовольные государственным строем казаки были все-таки
не болee как беглецы, а не какая-нибудь партия, стремившаяся сделать изменения
или переворот в обществе. Убежавши с прежних мест жительства на новые, казаки
могли быть довольны, если в этом новом жительстве им не мешали и оставляли с
приобретенными льготами; до остальной Руси им уже было мало дела, по крайней
мере, до тех пор, пока какие-нибудь новые потрясения не поворачивали их
деятельности к прежнему их отечеству. От этого, как только царская власть обращалась
с ними дружелюбно, они готовы были служить ей, но только остерегаясь, чтобы у
них не отняли их льгот.
Шайки, составленные из донских казаков и разных
русских беглецов, нашли себе приют на Волге, нападали на послов, на купцов, не
щадили царских судов, брали казну и товары. Разбои эти возрастали с каждым
годом. Правительство посылало против них отряды, приказывало хватать и вешать,
но нелегко было с ними расправиться, потому что, заслышав приближение царских
сил, они скрывались в ущельях и пустынях. В 1579 году они напали, под предводительством
атаманов Кольцо, Барбоши и других, на нагайский город Сарайчик и разорили его
до основания. По жалобе нагаев царь осудил Кольцо с товарищами на смерть, но
поймать главных предводителей не могли и казнили только нескольких попавшихся.
Вслед за тем толпа казаков — и с нею осужденный на смерть Кольцо — явилась в
пермской стране.
|
|