Меню сайта
|
Патриарх Филарет ч. 5В финансовой области перераспределялись налоги и
сокращались иммунные привилегии. Предпринималась попытка частично
реформировать армию по западноевропейскому образцу, повысить ее боеготовность.
Ратные люди были заняты в Голландии, Франции и Швеции в 1630—1631 гг. Там же
были закуплены мушкеты, пистолеты и шпаги. Все эти меры были направлены на восстановление мощи
русского государства. Правительству были необходимы средства для борьбы с
Польшей за возвращение Смоленска и других территорий, отторгнутых по
Деулинскому перемирию. Решение польского вопроса являлось основополагающим
фактором внутренней политики. Этой же задаче была подчинена и
внешнеполитическая доктрина правительства Филарета. «Вести-куранты» довольно полно дают представление о
расстановке сил в Европе и о стремлении России объединиться с противостоящими
Польше государствами. В 1625
г. Масса сообщает, что французский король хочет послать
в Россию посла с целью создания коалиции против папы Римского. В Европе в это время идет ожесточенная борьба между
протестантами и католиками, и рьяная приверженность поляков католицизму
заставляет Россию в лице Филарета искать поддержку Швеции, Дании и других
государств, выступающих против папы. Филарет даже готов был породниться с
датским королем в 1621 г.
и шведским в 1623 г.
Патриарх пытается использовать Крым в борьбе с
Польшей, стремится окружить ее кольцом врагов. При этом важную роль играли и
украинские земли. Вопрос об отношении Филарета к Украине требует особого
внимания, так как здесь тесно переплетаются религиозные и политические мотивы,
деятельность Филарета как патриарха и главы государства. В 1596
г. была заключена Брестская Уния, вследствие которой
фактически уничтожалось последнее звено, связывающее братские народы, —
православие. Православная церковь подчинялась Ватикану и принимала
католическую догматику при сохранении православных обрядов. Католическая церковь получала полную поддержку
польского правительства вследствие не только его приверженности католицизму,
но и желания идеологически закрепиться на древнерусской земле. Сразу же по
возвращении из плена Филарет начинает проводить политику усиления влияния России
на киевских землях. Об этом свидетельствует тот факт, что патриарх
Иерусалимский Феофан против воли поляков восстановил в 1620 г. Киевскую митрополию,
назначив митрополитом Иова Борецкого. Патриарх Феофан находился в Москве с
1618 по 1620 г.,
где и посвятил Филарета в патриархи, но, помимо этого, была достигнута
определенная договоренность по украинской церкви и, возможно, русское золото,
как и раньше, оказало решающее воздействие на главу Иерусалимской православной
церкви. Католики пытались нейтрализовать влияние Москвы. 20 января 1624 г. киевский униатский митрополит Иосиф
Рутской с литовско-русскими епископами отправляет в Киев к духовным православным
властям послов для переговоров о союзе и учреждении в Русско-литовском крае
особой патриархии по примеру Московской. Но попытки униатов потерпели неудачу. Из воссозданной митрополии идут грамоты патриарху
Филарету о преследовании православной религии на Украине и самому Михаилу
Федоровичу — об оказании поддержки православным (24 августа 1624 г.). Сохранились
сообщения путивльских воевод о прибытии в Путивль тайных посланцев Исайи
Копинского, епископа Перемышльского, с просьбой перейти в русское подданство
православному духовенству, крестьянам и запорожским казакам. До нас также дошли отписки о приезде посланцев самого
митрополита Иова Борецкого, священника Филиппа с вестями о боях казаков с
поляками и просьбой присоединить освободившиеся земли к России. Более того, в
отписке воевод от 3 августа 1630
г. говорится о посылке сына и племянника Иова на службу
Михаилу Федоровичу. Но несмотря на денежную поддержку и прием послов Иова
в Золотой палате Кремля самим Михаилом Федоровичем в 1630 г., Россия еще не была
готова к воссоединению с древней Киевской землей. Минимальной задачей Филарета
было создание напряженной, беспокойной для польского правительства обстановки,
сдерживание казаков в борьбе с Турцией и, в союзе с ней, направление их против
Польши. В целях укрепления союза России и Турции в этой борьбе
Иов Борецкий даже посылал в Москву в 1624 г. посольство вместе с запорожскими
старшинами для поддержки Александра Ахия, выдававшего себя за сына турецкого
султана и хотевшего занять престол с помощью России. Вряд ли патриарх Филарет, не решив проблему Смоленска,
ставил задачу объединения Украины с Россией и возвращения всех русских,
белорусских и украинских земель, как считает Б.Ф.Поршнев, но объективно его
деятельность способствовала созданию основы будущего воссоединения. Предстоящая война с Польшей была краеугольным камнем
всей внутренней и внешней политики правительства Филарета. Этим определялась и
его деятельность в качестве патриарха. Относительно 20-х годов XVII в. распространилось ошибочное
мнение как о периоде усиления позиций церкви, выразившегося в росте земельных
владений и реформе церковного управления, ставившей своей целью создание
«государства в государстве». Период патриаршества Филарета оценивается как
время снижения остроты борьбы государства за ограничение экономической основы
политического могущества церкви. Однако анализ жалованных грамот монастырям с 1613 по 1619 г. показывает, что
грамоты прежних царей подтверждались полностью, причем наиболее льготные не
только в подлиннике, но и в списках, так как грамоты якобы погибли в Смуту.
Кроме этого монастыри получали новые широкие податные торгово-промышленные и
судебные привилегии.
|
|