Меню сайта
|
Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон ч. 13Переворот 13 июля 1645 г., настороженно
встреченный как родовой аристократией, так и церковными иерархами, нарушил
почти вековую традицию избрания царя и подрывал основы политического влияния
верхов в стране. В целях умиротворения общества, опасавшегося возможного возвращения
к деспотии Ивана Грозного, создается образ боголюбивого «тишайшего» царя,
деятельность которого определяется церковным каноном. Так на смену идеи
взаимной ответственности царской власти и общества, разработанной в трудах
А.Палицына, И.Тимофеева, заявленной в челобитных дворянства, внедряется
концепция ответственности царя перед Богом. Сакральный характер царской власти отстаивали боголюбцы,
исходя из положения о царе как хранителе истинного христианства. В условиях
борьбы среднего духовенства с верхушкой церкви и патриархом по вопросу о
введении единогласия и проповеди священников, создание образа царя как рьяного
блюстителя обрядов и канона давало новое оружие в спорах. Образ христолюбивого царя — борца против обмирщения
общества — особенно ярко проявился как во время его свадьбы в 1648 г. с Марьей Ильиничной
Милославской, так и во время состоявшейся через десять дней свадьбы
Б.И.Морозова с сестрой царицы Анной Ильиничной Милославской. Этот брак
иностранцы рассматривали как продолжение интриги Морозова с провалом свадьбы в
1647 г.
Алексея Михайловича с Евфимией Всеволожской, обвиненной из-за приключившегося
во время смотрин обморока в падучей болезни. Женитьба 58-летнего боярина на
молодой девице воспринималась народной молвой как рассчитанный шаг по
укреплению своего положения и нейтрализации противодействия со стороны родственников
царя. Но еще больше народ поразила сама церемония свадеб, которые впервые «не
играли», как это было принято на Руси, а справляли под аккомпанемент церковных
гимнов, пения строчных и демественных стихов. Не было скоморошьих плясок и
забав, веселых свадебных песен и обрядов. Церковная атрибутика вытеснила
светскую, что лишний раз подчеркивало следование канону царя во всех сферах
жизни. В русле общего наступления на языческие увеселения как
составную часть обмирщения общества начинаются гонения на скоморохов, обличения
мирян и служителей культа в отсутствии «благочестия». Наиболее яркий пример
борьбы с пороками, охватившими общество, дает Аввакум. За обличение местных
«начальников» он был зверски бит и изгнан со двора; когда «унимал баб от
блудни», то «попы и бабы» вопили «убить вора, блядина сына и били батожьем и
рычагами» так, что пришлось бежать из Юрьева-Польского. Не боялся он в
одиночку выступить против ватаги скоморохов и разогнать их, при этом одного
«плясового» медведя «ушиб», а другого «отпустил в поле». Характерна реакция
местного населения на обличения Аввакума, Даниила, Логгина — всем им
приходилось покидать города уже после первых столкновений с мирянами. От борьбы отдельных ревнителей веры с пороками необходимо
было перейти к массированному наступлению силами всей церковной организации на
обмирщение жизни. Для этого надо было поднять авторитет священников и вернуть
церквам утерянную роль очагов духовно-нравственной жизни общества. Огромное
значение в деле реализации программы социально-экономических и религиозных
реформ имели события 1648 г.
в Москве и других городах России. По заведенной традиции царь Алексей
Михайлович 17 мая выехал на богомолье в Троице-Сергиев монастырь. В это время в
Москву на смотр в преддверии летних сборов на южной границе собралось
провинциальное дворянство. Город заполнился служилыми людьми, многие из которых
в целях обзаведения деньгами стали продавать свои запасы вина, чем нарушали
монополию на винную торговлю. Начались столкновения между представителями
администрации и дворянством. Из-за переполнения города приезжими возросли цены
на продукты. Все это подогревало недовольство горожан нерешенностью вопросов
с закладами, тяжелыми налогами, злоупотреблениями правительственной администрации. Когда 1 июня 1648 г. царь возвращался с богомолья, то
«простой народ» попытался подать Алексею Михайловичу челобитную на судью
Земского приказа, в ведении которого находилась Москва, — Леонтия Плещеева,
обвиняя его в «неправдах и насилии». Стрельцы разогнали челобитчиков и народ
плетьми. Еще одна попытка вручить жалобы была предпринята при следовании царицы
и самого Б.И.Морозова, при этом люди, разогнанные стрельцами, ответили градом
камней. Полтора десятка челобитчиков по указанию Морозова были арестованы. На другой день, 2 июня, царь возвращался из
Сретенского монастыря по случаю праздника Сретенья Владимирской иконы Божьей
матери и на Красной площади был остановлен народом — несколько человек ухватили
царского коня под уздцы. Царь «ужаснулся от такого неожиданного нападения» и
обещал «разведать все дело и удовлетворить их просьбы». Но народ вместе с
участниками крестного хода и царем вошли в Кремль и подали челобитные боярам,
которые тут же их изорвали и бросили челобитчикам в лицо, многих схватили и
посадили в тюрьму. Морозов отдал приказ стрелецкому гарнизону освободить
Кремль от народа, но стрельцы отказались выполнить приказ и стали вместе с
восставшими разорять дом первого боярина, убили Назария Чистого, ведавшего
финансами, инициатора соляного налога. В этот же день были разграблены дома и
усадьбы Б.М.Морозова, П.Т.Траханиотова, Н.Чистого, думного гостя В.Шорина —
видных деятелей правительства и родственников Морозова. 3 июня начались пожары
и целенаправленный разгром усадеб и домов членов правительства и партии
Морозова. Были подвергнуты разгрому дворы А.М.Львова, Г.Г.Пушкина, М.М.Темкина,
Г.И.Морозова, Ф.Б.Долматова-Капова, М.М.Салтыкова, Н.И.Одоевского. По
предположению П.П.Смирнова, этот погром осуществлялся под руководством «людей
с боярских дворов Романова, Черкасских» — партии аристократов, отстраненных от
власти в 1645 г. В пользу такого предположения говорит и то, что 3 июня
инициатива в переговорах с народом перешла к дяде царя Н.И.Романову, который с
Д.М.Черкасским беседовал с восставшими на Лобном месте и принял от народа
петицию с требованием «расправы» над Л.С.Плещеевым, Б.И.Морозовым,
П.Т.Траханиотовым. В Кремле решили пожертвовать Плещеевым, чтобы спасти
Морозова и Траханиотова. Оба тайно покинули Кремль, но если Траханиотову
удалось добраться до Троице-Сергиева монастыря, то Морозову пришлось тайно
вернуться под защиту царя. В организации пожаров в городе обвинили слуг
Морозова и требовали выдачи ненавистных правителей. 4 июня царю пришлось выйти
на крыльцо и призывать народ к спокойствию, особенно настойчиво он просил за
Морозова, обещая сослать его в монастырь, если ему будет сохранена жизнь.
Траханиотова арестовал в Троице посланный за ним отряд стрельцов, и 5 июня ему
«на Пожарище» отрубили голову.
|
|