Меню сайта
|
Борис Годунов ч. 11Вообще Борис в делах внутреннего строения имел в виду
свои личные расчеты и всегда делал то, что могло придать его управлению
значение и блеск. Такой смысл имело преобразование, совершенное им в порядке
церковной иерархии. Борис задумал учредить в Московском государстве патриархию.
Он воспользовался приездом константинопольского патриарха Иеремии, который со
своим греческим духовенством разъезжал для сбора милостыни и привез царю Федору
икону с каплями Христовой крови. Гостям оказали очень блестящий и вместе с тем
чванный прием. Греки поражены были блеском золототканых одежд царя и царицы,
унизанных жемчугом, усыпанных дорогими каменьями, богатством окладов на
бесчисленных иконах, огромными серебряными сосудами, изображавшими зверей,
птиц, деревья, стенною мозаикою, блиставшею золотом и изображениями из
священной истории.
Борис сообщил патриарху свое намерение насчет
учреждения патриаршества. Иеремия одобрил это намерение. Борис предложил самому
Иеремии быть в Москве патриархом, но с тем, чтобы он жил не в Москве, а во
Владимире, так как Борис ни за что не хотел удалять из столицы или оставлять в
ней не первым, а вторым своего любимца Иова.
Иеремии не слишком было хорошо в Турции, он готов был
променять ее на Русь, но не хотел жить иначе как в Москве. Поэтому обе стороны
сошлись на том, что Иеремия, наделенный богатою милостынею, согласился на
возведение митрополита Иова в сан патриарха. Для соблюдения законности созвали
собор и архиереи представили трех кандидатов, предоставляя царю избрать из них
по своему усмотрению.
Разумеется, избран был Иов, и 26 января 1589 года
совершилось его посвящение. Вместе с тем архиепископы: новгородский, казанский,
ростовский и крутицкий (иначе сарский и подонский, живший в Москве на Крутицах)
возведены были в сан митрополитов, а шесть епископов получили архиепископский
сан. Посещение Москвы константинопольским патриархом было первым событием в
своем роде и повлекло к некоторому приливу греков духовного сана в Московское
государство и к большему сближению с православным Востоком. Бывший в Москве
вместе с Иеремиею элассонский епископ Арсений, возвратившись с ним в Грецию,
приехал опять в Русь и получил суздальскую епархию; архиепископ кипрский
Игнатий проживал в Москве. От царя посылалась постоянно богатая милостыня на
Восток.
Борису нужно было ласкать духовенство и возвышать его,
чтобы при всякой нужде опираться на него и находить в нем для себя могучую
поддержку. Учреждение патриаршества давало русской церкви блеск, сообщало этот
блеск и самому государству, которое у тогдашних риторов называлось третьим Римом,
но более всего возвышало Бориса, получавшего через то и славу благодетеля
русской церкви и более ручательства в содействии своим видам со стороны
духовенства: патриарх был как бы государь; его титул возбуждал благоговейный
страх, в особенности сначала, пока был новым для русских: что скажет патриарх,
то должно быть истиною; а такой патриарх, каким был Иов, всегда и во всем был
готов потакать Борису.
В сущности, патриаршество мало приносило церкви
внутренней силы; самостоятельность русской церкви и независимость от всякой
другой церковной власти и без того утвердилась уже временем, а ручательства от
произвола светских властей патриаршество ей не давало более того, чем мог бы
дать собор при нравственной силе своих членов. Для истинной пользы русской
церкви в то время нужны были не титулы, не наружный блеск, а образованные и нравственные
пастыри: патриаршество, как показали последствия, напротив, ставило преграду
внутренним преобразованиям как в церкви, так и в гражданском обществе, и в свое
время было уничтожено, как один из признаков, наиболее препятствовавших
культурному движению русского общества.
Как ни старался Годунов избегать всякой войны с
соседями, но в 1590 году, по истечении перемирия со Швецией, принужден был
начать неприязненные действия. Шведы удерживали отнятую при Грозном часть
Вотской пятины и не хотели возвращать ее, хотя Борис и предлагал за нее деньги.
Московскому государству было особенно тяжело, что у него отняли море. В январе
1590 года началась война.
|
|