Меню сайта
|
Патриарх Филарет ч. 2Оставляя в стороне вопрос о личности Лжедмитрия I,
можно четко проследить его отношение к Романовым после воцарения на Москве 30
июля 1605 г.
Григорий Отрепьев сразу же отблагодарил их: инок Филарет был возвращен и стал
митрополитом Ростовским и Ярославским вместо митрополита Кирилла,
переведенного в Троицу, а Иван Никитич, последний оставшийся в живых брат
будущего патриарха, — боярином. Так же два думных дьяка — Василий Щелкалов и
Афанасий Власьев были возведены в окольничие, причем о необходимости наградить
Василия Самозванец говорил еще во время пребывания в Польше. Скорее всего
Романовы оказались не случайно рядом с дьяками, активно помогавшими Лжедмитрию
I, и были награждены не только как родственники Ивана Грозного, претерпевшие
гонения от Годунова, но и как сила, активно поддержавшая польского ставленника в
борьбе за престол. Поэтому вряд ли соответствует действительности утверждение
В.Г. Бовиной, что Филарет по отношению к Лжедмитрию был лишь невольным
участником событий. Вместо свергнутого Иова, союзника Бориса Годунова,
посвятившего в свое время Григория Отрепьева в дьяконы, на патриаршество был
поставлен грек Игнатий, архиепископ Кипрский, оставшийся в России при Федоре
Иоановиче и возглавлявший при Годунове Рязанскую епархию. Возможно, и Филарет
Никитич мог занять место Иова, но вряд ли стремился к этому. Слишком уж шатким
было положение Лжедмитрия I. Именно нетерпимость к «выскочке» со стороны
боярских родов, в том числе и самих Романовых, делало невозможным венчание
Самозванца Филаретом, представителем знатного и древнего рода, породнившегося
с последними Рюриковичами. Но даже поддержка нового патриарха не могла спасти
Самозванца, который, свалив Годунова, выполнил свое предназначение и был уже
не нужен ни Романовым, ни другим представителям боярства. Возглавил оппозицию
Василий Шуйский, примкнул к ней и Иван Никитич Романов. Поводом для свержения
Самозванца послужило негативное отношение москвичей к проникновению поляков,
усилению польского влияния, в котором видели угрозу православной вере и
независимости Русского государства. 17 мая 1606 г. Лжедмитрий I был
убит, а патриарх Игнатий лишен своего сана. Ходили слухи, что митрополит Филарет должен был стать
патриархом, ведь именно он был отправлен за телом царевича Дмитрия в Углич
вместе с архиепископом Астраханским и Терским Феодосием, но он в Москву не
вернулся, а уехал к себе в Ростов. Чем же было вызвано такое «бегство» Федора
Никитича? Р.Г.Скрынников считает, что Василий Шуйский, вынужденный согласиться
на избрание патриархом Филарета, опиравшегося на бывшее окружение Отрепьева,
при первом удобном случае удалил его из столицы и обвинил в причастии к
волнениям и заговору в Москве. Это и дало повод отменить решение о поставлении
Филарета. Однако Г.В.Абрамович высказывает точку зрения, что именно после
прибытия тела царевича Дмитрия Шуйский предложил или назначил Филарета
патриархом. Вероятно, Шуйский действительно был готов отдать патриаршество
Филарету и таким образом разделить высшую власть с Романовыми. Это был своего
рода компромисс, так как Филарету как патриарху пришлось бы венчать Шуйского на
царство, что могло бы нейтрализовать претензии Романовых и лишить их
возможности вести дальнейшую борьбу за престол. Даже не будучи патриархом,
Филарет как митрополит, находящийся в Москве, также должен был венчать Шуйского,
что, видимо, совершенно не входило в планы Романовых. Возможно, в этом и
кроется действительная причина столь быстрого отъезда Филарет? в Ростов, а в
ответ — столь же скорое (1 июня 1606
г.) венчание Шуйского и последующее поставление
патриархом Казанского митрополита Гер-могена. Романовы на соглашение не пошли,
в очередной раз оставаясь в оппозиции к главе государства. Это надо иметь в виду и при рассмотрении эпизода «пленения»
митрополита Филарета тушинцами. «Новый Летописец» рассказывает об избиении
тушинцами затворившихся в храме с митрополитом людей, несмотря на попытки
Филарета выйти к ним с хлебом и солью исключительно ради спасения жителей.
Будущий патриарх изображен страдальцем и узником Лжедмитрия П с октября 1608 г. Вряд ли это соответствует
действительности. Филарету незачем было бежать из Тушино в Москву к своему
противнику — Василию Шуйскому, да и массовый отъезд от последнего укреплял
положение Тушинского вора. По свидетельству современников, после разграбления
Ростова митрополита Филарета отвезли к Дмитрию в лагерь, и тот принял его
милостиво и даже сделал патриархом в подвластных ему землях и городах, а в ответ
митрополит подарил Дмитрию II посох с восточным дорогим рубином. Недаром
жизнеописание патриарха Филарета 1619 г. полностью умалчивает о тушинском периоде.
То, что патриарх Гермоген в своих грамотах называет Филарета пленником, а не
изменником, отнюдь не является доказательством подневольного положения Филарета.
Признание добровольности нахождения Филарета в Тушино могло бы значительно
поднять авторитет Лжедмитрия II. Примечательно, что еще летом 1608 г. Иван Никитич Романов
и зятья Романовых, И.М. Котырев и И.Ф. Троекуров, с князем Юрием Трубецким на
реке Незнани чуть не увлекли войска Шуйского на сторону Тушинского вора, за
что и были сосланы. Филарет, окруженный знаками патриаршего сана, рассылал
грамоты за своей патриаршей подписью. Например, грамота Филарета, нареченного
патриархом, великому господину пану Сапеге о дозволении Юрьевскому соборному
протопопу освятить храм в Киржацком монастыре (ноябрь 1608 г.). Даже церковные
историки, очень осторожно отзываясь о поставлении Филарета патриархом в Тушино,
вынуждены были признать тот факт, что грамоты от Филарета шли, например, и в
Суздальскую область, не входившую в Ростовскую епархию митрополита.
|
|