Меню сайта
|
Иван Сусанин ч. 9Вот та традиционная картина подвига
и гибели Сусанина, которую повторили многие авторы XIX—XX веков. При написании
прошения И. Л. Сабининым была использована хранившаяся у потомков Сусанина
царская грамота 1619 года. Но основная часть прошения восходит
к иным источникам, письменным и устным. Отдельные факты в прошении точно
соответствуют действительности: например, сообщение, что Марфа и Михаил
прибыли «из Москвы из осад на Кострому». Реалистичным выглядит упоминание о
«языках», которых брали поляки. Большая же часть фактов не соответствует
ситуации 1612—-1613 гг. и дана задним числом: тут и наименование Домнина
дворцовым селом, в то время как таковым оно стало лишь по воцарении Михаила; и
то, что Богдан Собинин должен был подсказать сыну Марфы укрыться где-нибудь, а
именно в Ипатьевском монастыре. В прошении преувеличена роль зятя
Сусанина. Грамота 1619 г.,
выданная на его имя, ничего не говорит о том, что Богдан Собинин был как-то
причастен к подвигу своего тестя. Традиция считать, что Сусанин
послал зятя предупредить Михаила о грозящей опасности, исходит от указа 1731
года. Первым из историков написал об этом А. Д. Козловский в книге по истории
Костромы, вышедшей в 1840 г.,
после чего такая трактовка роли Богдана Собинина стала традиционной. Важным представляется такое замечание
Костомарова: «Зять настоящего выпросил грамоту себе на услугу тестя: уж,
конечно, если бы он сам участвовал в этих услугах, то в грамоте упомянулось бы
о нем». Правоту Костомарова нельзя не признать. Судя по всему, Богдан Собинин
действительно в сусанинском подвиге не участвовал. Но раз грамота 1619 г. была дана именно
ему, прямому предку всех потомков Сусанина по мужской линии, то не мог же он
быть в стороне от этой истории? И воображение потомков посылает его к царю с
вестью о грозящей опасности. Но является ли легендой вождение
Сусаниным поляков по болоту? Для ответа на этот вопрос рассмотрим указание в
прошении 1731 г.
о гибели Сусанина в с. Исупове. Оно находится к югу от Домнина,
примерно в 10 верстах на другом берегу огромного болота, разделяющего оба села.
На 1629 г.
(болесранних данных нет) одна половина Исупова принадлежала дворянам Овцыным,
другая — Пушкиным. В селе находился церковный погост из двух деревянных храмов
— Троицы и Воскресения Христова. К моменту подачи прошения на имя
Анны Ивановны потомки Сусанина уже ровно век жили вдали от Домнина и вряд ли
знали топографию его округи за исключением Домнина и Деревенек (во-первых, из
хранившихся у них царских жалованных грамот; во-вторых, из семейных устных
преданий).
|
|