Пятница, 03.05.2024, 00:29
Приветствую Вас Гость | RSS

История Московского царства
в лицах и биографиях
Меню сайта


Иван Сусанин ч. 9

Вот та традиционная картина подвига и гибели Сусанина, которую повторили многие авторы XIX—XX веков. При написании прошения И. Л. Сабининым была использована хранившаяся у потомков Сусанина царская грамота 1619 года.
Но основная часть прошения восходит к иным источникам, письменным и устным. Отдельные факты в прошении точно соответствуют действительности: например, сообщение, что Марфа и Ми­хаил прибыли «из Москвы из осад на Кострому».
Реалистичным выглядит упоминание о «языках», которых брали поляки. Большая же часть фактов не соответствует ситуации 1612—-1613 гг. и дана задним числом: тут и на­именование Домнина дворцовым селом, в то время как таковым оно стало лишь по воцарении Михаила; и то, что Богдан Собинин должен был подсказать сыну Марфы укрыться где-нибудь, а именно в Ипатьевском монастыре.
В прошении преувеличена роль зятя Сусанина. Грамота 1619 г., выдан­ная на его имя, ничего не говорит о том, что Богдан Собинин был как-то причастен к подвигу своего тестя.
Традиция считать, что Сусанин послал зятя предупредить Михаила о грозящей опасности, исходит от указа 1731 года. Первым из историков написал об этом А. Д. Козловский в книге по истории Костромы, вышедшей в 1840 г., после чего такая трактовка роли Богдана Собинина стала традиционной.
Важным представляется такое замечание Костомарова: «Зять настоящего выпросил грамоту себе на услу­гу тестя: уж, конечно, если бы он сам участвовал в этих услугах, то в грамоте упомянулось бы о нем». Правоту Костомарова нельзя не признать. Судя по всему, Богдан Собинин действительно в сусанинском подвиге не участвовал.
Но раз грамота 1619 г. была дана именно ему, прямому предку всех потомков Сусанина по мужской линии, то не мог же он быть в стороне от этой истории? И воображение потомков посылает его к царю с вестью о грозящей опасности.
Но является ли легендой вождение Сусаниным поляков по болоту? Для ответа на этот вопрос рассмотрим указание в прошении 1731 г. о гибели Сусанина в с. Исупове.
Оно находится к югу от Домнина, примерно в 10 верстах на другом берегу огромного болота, разделяющего оба села. На 1629 г. (болесранних данных нет) одна половина Исупова принадлежала дворянам Овцыным, другая — Пушкиным. В селе находился церковный погост из двух деревянных храмов — Троицы и Воскресения Христова.
К моменту подачи прошения на имя Анны Ивановны потомки Сусанина уже ровно век жили вдали от Домнина и вряд ли знали топографию его округи за исключением Домнина и Деревенек (во-первых, из хранившихся у них царских жалованных грамот; во-вторых, из семейных устных преданий).


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz