Меню сайта
|
Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон ч. 21Привязанность царя к Никону была столь громадной, что
Алексей Михайлович оттягивал момент разрыва. К тому же во время моровой язвы 1655 г., скосившей половину
населения Москвы, Никон оперативно вывез из города царскую семью и спас ее от
смерти. В благодарность за это Алексей Михайлович вновь называет патриарха
«собинным другом и Великим Государем», выделяет ему средства для строительства
Воскресенского монастыря, задуманного как копия храма Воскресения господня в
Иерусалиме, которому предназначалось стать местом поломничества всех православных
христиан. Царь в 1657 г.
посетил вместе с Никоном монастырь на реке Истре и назвал его Новым
Иерусалимом. Но уже раньше проявились черты охлаждения в дружбе царя и
патриарха, который буквально воспринял данное ему клятвенное обещание во «всем
слушать его как архипастыря и отца». Впервые царь обругал Никона «невежой,
мужиком и б... сыном» и назвал своим духовным отцом патриарха Макария, а не Никона.
Хотя они по-прежнему продолжали встречаться в соборной церкви и на обедах,
былого доверия и любви между ними уже не было. Разрыв стал неизбежным после
неудачной войны со Швецией, когда, по совету Никона, заключили перемирие с
разгромленной Польшей и двинулись на завоевание Балтийского побережья.
Патриарх и царь действовали во исполнение программы создания государства от
«моря до моря», начертанной в Своде 1650 г., но, опьяненные успехами польской
войны, не рассчитали сил и не смогли достичь цели. Поворот на Запад был обусловлен
всем ходом реформ. Никон первым понял ограниченность научного и технического
потенциала греческой и украинской культуры и значение для России Польши и
Балтики как мостов в налаживании связи с европейской цивилизацией. В его Иверском
и Воскресенском монастырях поселились белорусские монахи, строители, типографские
рабочие, которые не только внесли новые, барочные элементы в русское
зодчество, но и начали работу по изданию светской литературы в типографии
Ивер-ского монастыря. В конце своего патриаршества Никон стал понимать, что
обряды не имеют того значения, которое им придавали греческие заезжие просители
милостыни, руководствовавшиеся отжившими исихиастскими идеями освобождения
Константинополя от турецкого владычества. С этой целью ими подогревались
имперские амбиции Алексея Михайловича как «второго Константина», который и сам
заявлял о своей мечте участвовать в современном богослужении пяти вселенских
патриархов в Царьграде. Никон сумел разгадать планы лукавых греков, понял нереальность
освобождения Константинополя и разрабатывал концепцию перемещения центра
православия в Россию. В соборе задуманного им Воскресенского монастыря
строилось пять приделов — по числу вселенских патриархов, центральный из
которых отводился русскому архипастырю. Со старообрядцами его разделяло не
грекофильство и обряд (к ним он охладел в конце жизни), а усвоенный им взгляд
на церковь как независимый от государства институт общественной жизни,
обеспечивающий внутреннюю нравственную свободу верующего. Он до конца жизни
остался верен идее «симфонии властей» и тезису Иоанна Златоуста о первичности
божественной власти над светской по происхождению, но не по функционированию.
Свое видение вопроса о взаимоотношении светской и духовной власти он изложил,
находясь в опале, в своих «Разысканиях», ни одно слово в которых не
противоречит Священному Писанию, решениям Вселенских соборов и Святых Отцов
церкви. Трагедия Никона и всех инициаторов строительства Православного царства
в России заключалась в том, что в обществе, разделенном на противоборствующие
классы, идеология социального примирения и христианского равенства невозможна,
так как неминуемо трансформируется в идейное орудие господствующего класса и
его политические институты. Достижение временного единства питает иллюзию
стабильности, единомыслия общества, но, не подкрепленное экономическим
равенством субъектов, оно приводит к еще большему размежеванию и расколу.
Попытка построить общество, единство которого зиждется на конфессиональной
основе, приводит к становлению или теократического, или тоталитарного режима.
В России середины XVII в. этот эксперимент расчистил почву для становления
абсолютизма, когда при помощи патриаршей власти были сведены на нет институты
сословно-представительной монархии и было покончено с борьбой враждующих
группировок внутри господствующего класса. С падением в 1658 г. патриарха Никона
наступает период борьбы с церковью — последним препятствием на пути к абсолютизму.
Решения Церковного Собора 1666—1667 гг., обвинившего Никона в теократических
устремлениях и, одновременно, утвердившего его реформы, положили начало
процессу полного подчинения церкви государству, завершенного Петром I. Царь в
период с 1658 по 1667 г.
фактически присвоил себе святительские функции, подобно римскому императору, и
единолично управлял церковью. Это был вариант царя в святительских одеждах,
которого сменил Петр I, облаченный в военный мундир. Сосланный в Ферапонтов монастырь на Бело озеро в чине
монаха, Никон на пять лет пережил своего «собинного друга» Алексея Михайловича.
Все годы, проведенные в монастыре, он надеялся на возобновление былой дружбы
царя, который по-человечески переживал разрыв и гонения на Никона, неоднократно
испрашивал благословения Для себя и своей семьи. В 1676 г. умер царь Алексей
Михайлович, а в 1681. г.
Никону разрешили вернуться в Ново-Иерусалимский монастырь, но смерть помешала
этому. |
|