Пятница, 03.05.2024, 01:53
Приветствую Вас Гость | RSS

История Московского царства
в лицах и биографиях
Меню сайта


Иван Сусанин ч. 13

Отсюда видно, что известие Семеновского, совпадая в целом с тем, что сообщал Домнинский, содержит существенное дополнение — упоминание о каменной плите с надписью на могиле Сусанина. В XVII в. каменная плита стоила недешево и могла быть только на могиле у состоятельного человека. У крестьянина же такая плита могла появиться лишь ввиду каких-то особых обстоятельств и, уж конечно, не за счет семьи покойного.
В начале XX в. Н. Н. Виноградов, плодотворно занимавшийся сусанинской тематикой, записал неподалеку от с. Коробова еще одно предание о спасении от поляков Михаила Романова.
В нем говорилось, что Сусанин, спасая Михаила, укрыл его в яме от сгоревшего овина, сам же увел поляков на болото, где затем и был ими убит. Русские воины, которых через какое-то время привел Богдан Собинин, подобрали тело Сусанина и принес­ли его в деревню.
Михаил вылез из ямы, и «когда он узнал, за что и как умер Иван Сусанин, то сам плакал, обмывал и складывал части его тела и велел похоронить останки Ивана Сусанина в церкви».
Издавна место захоронения умершего определялось его социальным положением или его заслугами. Престижность места устанавливалась бли­зостью к алтарной части храма.
Поэтому возле алтарной части храма обычно хоронили священников либо наиболее знатных и богатых прихо­жан. Еще почетнее было захоронение в стенах самого храма, причем почетнее всего считалось захоронение в алтаре.
Там хоронили, как правило, представителей высших слоев русского общества — князей, царей, церков­ных иерархов, а также Храмоздателя, на чьи средства возводилась церковь, или его близких. Изредка такой чести мог удостоиться особо заслуженный священник. Людей, не относящихся к этим категориям, могли похоронить в церкви только за какие-то выдающиеся заслуги и лишь по инициативе высоких инстанций. Например, прах Кузьмы Минина спустя несколько десятилетий после смерти перенесли под своды Спасо-Преображенского кафедрального собора в кремле Нижнего Новгорода.
Можно предположить, что первоначально останки Сусанина также были сначала преданы земле где-то на кладбище, а спустя какое-то время (не после ли посещения Домнина царем в 1619 г.?) их перезахоронили  в подклете алтарной части Воскресенского храма и положили на могилу каменную плиту. В прошлом могила Сусанина была весьма почитаема. В старину под алтарную часть Воскресенского храма «ходили петь панихи­ды». В XVIII же столетии могила была официально забыта, хотя память о ней жила среди крестьян Домнина до конца XIX века.





Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz