Меню сайта
|
Иван Сусанин ч. 13Отсюда видно, что известие
Семеновского, совпадая в целом с тем, что сообщал Домнинский, содержит
существенное дополнение — упоминание о каменной плите с надписью на могиле
Сусанина. В XVII в. каменная плита стоила недешево и могла быть только на
могиле у состоятельного человека. У крестьянина же такая плита могла появиться
лишь ввиду каких-то особых обстоятельств и, уж конечно, не за счет семьи
покойного. В начале XX в. Н. Н. Виноградов,
плодотворно занимавшийся сусанинской тематикой, записал неподалеку от с. Коробова
еще одно предание о спасении от поляков Михаила Романова. В нем говорилось, что Сусанин,
спасая Михаила, укрыл его в яме от сгоревшего овина, сам же увел поляков на
болото, где затем и был ими убит. Русские воины, которых через какое-то время
привел Богдан Собинин, подобрали тело Сусанина и принесли его в деревню. Михаил вылез из ямы, и «когда он
узнал, за что и как умер Иван Сусанин, то сам плакал, обмывал и складывал части
его тела и велел похоронить останки Ивана Сусанина в церкви». Издавна место захоронения умершего
определялось его социальным положением или его заслугами. Престижность места
устанавливалась близостью к алтарной части храма. Поэтому возле алтарной части храма
обычно хоронили священников либо наиболее знатных и богатых прихожан. Еще
почетнее было захоронение в стенах самого храма, причем почетнее всего
считалось захоронение в алтаре. Там хоронили, как правило,
представителей высших слоев русского общества — князей, царей, церковных
иерархов, а также Храмоздателя, на чьи средства возводилась церковь, или его
близких. Изредка такой чести мог удостоиться особо заслуженный священник.
Людей, не относящихся к этим категориям, могли похоронить в церкви только за
какие-то выдающиеся заслуги и лишь по инициативе высоких инстанций. Например,
прах Кузьмы Минина спустя несколько десятилетий после смерти перенесли под
своды Спасо-Преображенского кафедрального собора в кремле Нижнего Новгорода. Можно предположить, что
первоначально останки Сусанина также были сначала преданы земле где-то на кладбище,
а спустя какое-то время (не после ли посещения Домнина царем в 1619 г.?) их
перезахоронили в подклете алтарной части Воскресенского храма и положили
на могилу каменную плиту. В прошлом могила Сусанина была весьма почитаема. В
старину под алтарную часть Воскресенского храма «ходили петь панихиды». В
XVIII же столетии могила была официально забыта, хотя память о ней жила среди
крестьян Домнина до конца XIX века.
|
|