Меню сайта
|
Фёдор Алексеевич ч. 16Государь
исходил из того, что «заблуждения староверов и иноверцев коренятся в
невежестве, а неспособность, подчас и нежелание приходских священников
противостоять мнению паствы проистекает от недостатков церковного управления.
Обширности и славе Российского государства, его роли оплота истинного
христианского благочестия во вселенной должна соответствовать великая Церковь,
в которой патриарху, как наместнику Христа, подчиняется двенадцать митрополитов
(наподобие апостолов) и семьдесят архиепископов и епископов (шестьдесят из
последних – через митрополитов). Проект
епархиальной реформы предусматривал соответствие административному делению
государства, чиновной реформе, результатам подворного описания и изучения
движений староверов, предусматривал источники содержания и подчинение каждой
епископии. Однако патриарх долго откладывал рассмотрение проекта и только
15октября, в ответ на письменное требование Федора Алексеевича, обещал
представить его Церковному собору. Вместо
этого в ноябре 1681 года проект был обсужден и отвергнут собранием высшего
духовенства, – в нем участвовали даже архимандриты крупнейших монастырей,
которые могли бы претендовать на епископский сан в новых епархиях. Архиереи не
пожелали пойти навстречу политическим потребностям государства, сократить свои не
поддающиеся управлению огромные и беспорядочно расположенные епархии,
раствориться среди десятков новых архиереев. Царю
было прямо заявлено, что установление иерархии митрополита, архиепископов и
епископов невозможно «для того, чтоб во архиерейском чине не было какого
церковнаго разногласия и меж себя распри и высости». Федор Алексеевич дважды
сокращал проект, в результате чего от прежнего списка осталось семь
архиепископов и двадцать епископов при двенадцати митрополитах, но и этот
вариант, уже оформленный указом, не прошел. Нехотя духовенство согласилось, не
меняя ничего по сути, учредить четыре архиепископии и семь епископий, a также
повысить сан епископа Вятского. Федор
Алексеевич столкнулся с полным неприятием своих убеждений. Вместо решения
многочисленных поднятых царем проблем с помощью убеждения, разумного
просвещения и благотворительности, архиереи предлагали расширить монастырские
тюрьмы и елико возможно более ужесточить по духовным делам «градской суд»,
«прещение и страх по градским законам», действия «караулов» и воинских команд.
Провалив епархиальную реформу, Иоаким постарался и новую систему чинов
представить как попытку расчленения страны между аристократами в духе Речи
Посполитой. Но
даже смертельно больной Федор Алексеевич не сдавался. С февраля 1682 года по
свою кончину он заставил Духовенство учредить несколько новых епархий и
повысить статус старых, считая реформу утвержденной. Поскольку архиереи,
невзирая на вред, наносимый борьбе с расколом, отказывались признавать умершего
Никона патриархом, царь демонстративно лично принял участие в его погребении,
приказал поминать как патриарха и добился реабилитации Никона от Собора
восточных патриархов.
|
|