Меню сайта
|
Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон ч. 19Такие требования Никон мог выдвинуть только при договоренности
с царем и Вонифатьевым как необходимом условии реализации программы
строительства Православного царства. По-видимому, тогда же был оговорен
трехлетний срок патриаршества Никона, на который ссылался позже опальный
патриарх, мотивируя свой уход с кафедры. Невиданные до сих пор в российской
жизни права патриарха требовалось узаконить договором патриарха с царем и господствующим
классом в форме всеобщего одобрения, что и было сделано исключительно благодаря
поддержке Алексея Михайловича и партии Морозова—Милославского. Договор от 25
июля 1652 г.
положил начало реализации идеи «симфонии властей» — по сосредоточению власти в
руках двух «государей» — и наступлению на институты сословно-представительной
монархии. Уже в предисловии к Служебнику 1653 г. царь и патриарх называются «двоицею,
сугубицею, богоизбранною», двумя «Великими Государями». Последствий договора 1652 г. не могли еще
представить ни сам царь, ни патриарх, переоценивший свое влияние на Алексея Михайловича.
Пожалуй, только «провинциальные боголюбцы» и боярство первыми почувствовали
угрозу падения своего влияния на царя и потерю власти. Никон рьяно приступил к осуществлению линии на возвышение
патриаршей власти и находил полную прддержку со стороны Алексея Михайловича.
Начинается грандиозное строительство в Кремле по обновлению Крестовой палаты —
резиденции патриарха. Несколько позже закладываются три монастыря — Крестовый,
Иверский и Воскресенский, которые строятся на патриаршие деньги и при активной
помощи царя. Алексей Михайлович жалует патриаршей области громадные земельные
владения в Архангельском, Вологодском, Новгородском краях. Для финансирования
Иверского монастыря на Валдае и Крестового на Кий-острове патриарху передают
целые уезды и города. В Астраханском и Казанском краях он получает рыбные
ловли на Волге. Сам патриарх покупает новые земли в обход решений Уложения 1649 г. За шестилетний срок
своего патриаршества он довел количество дворовых хозяйств с 10 тысяч до 25
тысяч. В отличие от своего предшественника Иосифа, оставившего после смерти 13
400 рублей в «келейной» казне, Никон тратил возрастающие средства на
строительство, помощь армии, благотворительность, книжную деятельность, покупку
реликвий и украшение патриаршего двора. Исходя из задачи возвышения патриаршей власти как
внутри государства, так и в православном мире, Никон большое внимание уделял
пышности ритуала и богослужения, великолепию одеяния патриарха и его окружения.
До Никона богослужебная одежда русских иерархов не украшалась таким обилием
золота, жемчуга, драгоценных камней, как при нем. Патриарху, обладавшему
богатырским телосложением, трудно было без переодевания выстоять часы службы в
сакосе (полтора пуда весом), блиставшем золотом и камнями. Патриарх и царь,
восстанавливая великолепие византийского церемониала, руководствовались
государственным интересом, но в быту придерживались аскетического образа
жизни. После службы Никон менял позолоченные одеяния на монашеские скуфейку и
рясу и не только наблюдал за строительством своего любимого детища —
Ново-Иерусалимского монастыря, но и сам месил известь и носил кирпичи. Во всех
его монастырях были построены кельи или скиты, где он проживал в уединении,
предаваясь чтению книг и молитве. Линия на разделение сфер деятельности церкви и государства
особенно наглядно проявилась в самостоятельном, без царского участия,
поставлении на епархии епископов и настоятелей монастырей. Никон единолично
судит и низводит епископов. Так, он судил и низложил Павла Коломенского,
запретил служить Симеону Тобольскому, поддерживал независимость от
государственных властей епископов, которые стали называть себя «государями» и
говорить, что они «суду царскому не подлежат, судит их сам патриарх». Апелляция
к царю на самоуправство Никона не находила поддержки у Алексея Михайловича,
который не смог отстоять от суда и ссылки даже «провинциальных боголюбцев». Курс на «устроение церкви» Никон стал проводить с присущим
ему темпераментом, полностью положившись на компетентность греческих и
украинских справщиков, настаивавших на исправлении богослужебной литературы по
греческим современным книжным изданиям. Расхождения в обрядах были признаны
заблуждением русских церковников, испортивших старинный греческий обряд.
Двухперстное крестное знамение, хождение посолонь, коленные поклоны, состав
креста и другие отличия в обрядах были признаны «новинами» и должны были быть
исправлены по греческим образцам. На самом деле «новинами» были греческое и
троеперстное знамение и транскрипция имени «Иесус», принятые восточной
православной церковью в XI в. На Руси с X в. существовало «двуеперстие», хотя
и были верующие, осенявшие себя «тремя перстами». Но, по решению «Стоглава» 1551 г., официально было
введено «двуеперстие» и провозглашено проклятие для тех, кто нарушит эту
заповедь. Никон не совсем доверял мнению справщиков и заезжих
восточных иерархов и обратился с просьбой к Константинопольскому патриарху
Паисию за книгой «Скрижаль», которая по получении была переведена на
старославянский язык, и тогда подтвердилось расхождение в обрядах. Переведенные
с греческого языка Е.Славинецким «Деяния» Константинопольского Собора 1593 г. об утверждении
русской патриаршей кафедры еще больше убедили Никона в необходимости
унификации обрядов по греческим образцам. В «Деяниях» говорилось об
обязательствах русской церкви быть во всем согласной с восточной и изглаживать
все разногласия. «Провинциальные боголюбцы», отстраненные патриархом от
справной работы, ждали случая дать бой на соборе нововведениям Никона и
«эллинам». Но на ход дела повлияли внешнеполитические события. С 1648 г. на Украине шла
борьба за независимость украинского народа во главе с Б.Хмельницким. Война
протекала с переменным успехом. К 1653 г. ситуация для Хмельницкого осложнилась
в связи с предательством Крымского хана, вероломного союзника украинского
гетмана. Неоднократные обращения Хмельницкого к России о воссоединении
встречались с пониманием, но внутриполитическая ситуация в стране не давала
возможности вступить в непосредственную борьбу за «киевское наследство». Украинские
посланники обращаются к царю и патриарху за помощью, и Никон убеждает Алексея
Михайловича вступить в борьбу за Украину. Необходимо было устранить последние
препятствия для объединения в церковной сфере — провести унификацию обрядов.
|
|