Пятница, 03.05.2024, 02:50
Приветствую Вас Гость | RSS

История Московского царства
в лицах и биографиях
Меню сайта


Иван Сусанин ч. 4

Вотчина же включала в себя несколько десятков деревень и починков, а возле села проходила Вологодская дорога, соединявшая Кострому с Гали­чем, Чухломой, Солигаличем и Вологдой. Именно по этой дороге приехали в Домнино в начале ноября Марфа и Михаил. Вместе с домнинцами хозяев встречал вотчинный староста Иван Сусанин.
Сусанин — не фамилия. В те время у крестьян фамилий не было. Прозвище давалось, как правило, по имени отца. Например, Кузьму Мини­на прозвали так потому, что его отца звали Миной, а внук Сусанина Даниил, сын его зятя Богдана Собинина, по отцу проходил в документах как Данилко Богданов.
В литературе сусанинского зятя называют то Соби-ниным, то Сабининым. Правильным, конечно, является написание Соби-нин — так пишется всегда в источниках XVII века. Прозвище Сусанин происходит от женского имени Сусанна. Вероятно, Сусанной звали мать Ивана.
В этом случае его прозвание позволяет предположить, что он рос без отца. Но известно его отчество — Осипович, хотя достоверность этого факта внушает сомнения. Если бы отца Сусанина звали Осипом (Иосифом), его прозвище было бы скорее Осипов. Правда, в начале XVII в. отчеств у крестьян не имелось, это было привилегией бояр.
О семье Сусанина также известно мало. Ни в документах, ни в предани­ях не упоминается о его жене. Возможно, к 1613 г. она уже умерла.
Но жила их дочь Антонида, бывшая замужем за местным крестьянином Богданом Собининым. О ее замужестве известно к 1619 г., но, судя по тому, что Собинин умер к 1633 г., а их сын Даниил числился тогда хозяином двора, можно предположить, что Антонида к 1613 г. была замужем и уже появи­лись на свет ее дети Даниил и Константин. Родом Сусанин был из находя­щейся неподалеку от Домнина дер. Деревеньки (Деревнищи), а жил в До­мнине, в Деревеньках же жили его зять Богдан и дочь Антонида.
В предани­ях Сусанин именуется старостой вотчины (иногда используется более поздний термин — бурмистр). Раз так, то он был в округе человеком заметным и близким к господам.
По-видимому, Домнино не было главной целью поездки знатной се­мьи. Марфа и Михаил выехали в Макарьевский монастырь, чтобы по­молиться об освобождении из польского плена Филарета. Сообщение об этом содержится в Житии Макария, писанном в начале XVIII в. с более старой рукописи и хранившемся до 1917 г. в Макарьево-Унженском мо­настыре. Романовы посетили монастырь скорее всего в ноябре или в на­чале декабря 1612 года.
В Житии сказано, что Михаил пришел в монастырь «из костромских предел из вотчины своея». Вотчина эта — Домнино. Значит, выехав из Москвы в конце октября, Романовы проехали по яро­славской дороге через Троице-Сергиев монастырь, Переяславль Залесский, Ростов, Ярославль, Кострому, посетили Домнино и затем отправились на Унжу. То есть, они проследовали тем самым маршрутом, который повторили в 1619 году.


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz