Меню сайта
|
Иван Сусанин ч. 4Вотчина же включала в себя
несколько десятков деревень и починков, а возле села проходила Вологодская
дорога, соединявшая Кострому с Галичем, Чухломой, Солигаличем и Вологдой.
Именно по этой дороге приехали в Домнино в начале ноября Марфа и Михаил. Вместе
с домнинцами хозяев встречал вотчинный староста Иван Сусанин. Сусанин — не фамилия. В те время у
крестьян фамилий не было. Прозвище давалось, как правило, по имени отца.
Например, Кузьму Минина прозвали так потому, что его отца звали Миной, а внук
Сусанина Даниил, сын его зятя Богдана Собинина, по отцу проходил в документах
как Данилко Богданов. В литературе сусанинского зятя
называют то Соби-ниным, то Сабининым. Правильным, конечно, является написание
Соби-нин — так пишется всегда в источниках XVII века. Прозвище Сусанин
происходит от женского имени Сусанна. Вероятно, Сусанной звали мать Ивана. В этом случае его прозвание
позволяет предположить, что он рос без отца. Но известно его отчество — Осипович,
хотя достоверность этого факта внушает сомнения. Если бы отца Сусанина звали
Осипом (Иосифом), его прозвище было бы скорее Осипов. Правда, в начале XVII в.
отчеств у крестьян не имелось, это было привилегией бояр. О семье Сусанина также известно
мало. Ни в документах, ни в преданиях не упоминается о его жене. Возможно, к 1613 г. она уже умерла. Но жила их дочь Антонида, бывшая
замужем за местным крестьянином Богданом Собининым. О ее замужестве известно к 1619 г., но, судя по тому,
что Собинин умер к 1633 г.,
а их сын Даниил числился тогда хозяином двора, можно предположить, что Антонида
к 1613 г.
была замужем и уже появились на свет ее дети Даниил и Константин. Родом
Сусанин был из находящейся неподалеку от Домнина дер. Деревеньки (Деревнищи),
а жил в Домнине, в Деревеньках же жили его зять Богдан и дочь Антонида. В преданиях Сусанин именуется
старостой вотчины (иногда используется более поздний термин — бурмистр). Раз
так, то он был в округе человеком заметным и близким к господам. По-видимому, Домнино не было
главной целью поездки знатной семьи. Марфа и Михаил выехали в Макарьевский
монастырь, чтобы помолиться об освобождении из польского плена Филарета.
Сообщение об этом содержится в Житии Макария, писанном в начале XVIII в. с
более старой рукописи и хранившемся до 1917 г. в Макарьево-Унженском монастыре. Романовы
посетили монастырь скорее всего в ноябре или в начале декабря 1612 года. В Житии сказано, что Михаил пришел
в монастырь «из костромских предел из вотчины своея». Вотчина эта — Домнино.
Значит, выехав из Москвы в конце октября, Романовы проехали по ярославской
дороге через Троице-Сергиев монастырь, Переяславль Залесский, Ростов,
Ярославль, Кострому, посетили Домнино и затем отправились на Унжу. То есть, они
проследовали тем самым маршрутом, который повторили в 1619 году.
|
|