Меню сайта
|
Ермак Тимофеевич ч. 4Гулящие люди, не поступившие в тягло, искали заранее
возможности избавиться от него на будущее время, за ними — и записанные в тягло
покидали свои выти или жребии и также разбегались. В писцовых книгах то и дело,
что встречаются пустые дворы в посадах и селах. От этих побегов остававшимся на
месте делалось еще тяжелее, так как оставшиеся должны были нести повинности и
за бежавших. Побеги были самым обычным, самым укоренившимся явлением жизни
старинной Руси. В жалобах правительству на отягощения жители постоянно угрожали
разбежаться «врознь».
Одни перебегали внутри государства с места на место:
из тяглых черных волостей в монастырские или боярские вотчины и поместья,
закладывались частным лицам, поступали в «холопи»; их нередко ловили и
водворяли на прежние места жительства. Служилые люди таким же образом убегали
oт службы: всегда, как только собирали в поход детей боярских и стрельцов,
непременно следовало распоряжение ловить нетчиков, т.e. не являвшихся на
службу.
Более смелые и удалые стремились вырваться совсем из
прежней общественной среды и убежать туда, где им приходилось или пользоваться
большими льготами, как например в казаки «украинных» (южных) московских
городов, или туда, где уже не было для них никаких государственных повинностей:
таким притоном были степи. Там образовалось вольное казачество. Но казак, по
народному понятию, был не только тот, кто шел на Дон или в Сечь и поступал в
военное братство, для всех открытое: всякий удалец, который искал воли, не
хотел подчиняться власти и тягостям, всякий шатавшийся беглец был в народном
смысле казак.
От этого собирались разбойничьи шайки и называли себя
казаками, а предводителей своих атаманами, да и само правительство называло их
казаками, только «воровскими». В глазах народа не было строгой черты между теми
и другими. Казачество стало характеристическим явлением народной русской жизни
того времени. Это было народное противодействие тому государственному строю,
который удовлетворял далеко не всем народным чувствам, идеалам и потребностям.
Народ русский, выбиваясь из государственных рамок,
искал в казачестве нового, иного общественного строя. Появление казачества
порождало раздвоение в русской общественной жизни. Одна часть стояла за
государство и вместе с ним за земство, хотя и подавляемое государством. Другая
— становилась враждебно к государству и стремилась положить своеобразные
зачатки иного земства. Идеалом казачества была полная личная свобода,
нестесняемое землевладение, выборное управление и самосуд, полное равенство
членов общины, пренебрежение ко всяким преимуществам происхождения и взаимная
защита против внешних врагов.
|
|