Четверг, 02.05.2024, 18:46
Приветствую Вас Гость | RSS

История Московского царства
в лицах и биографиях
Меню сайта


Иван Сусанин ч. 7

Из всех возможных русских претендентов на него лишь Михаил находился в кровной связи с пресекшейся династией Рюриковичей, ибо был внучатым племянником царицы Анастасии Романовны, первой жены Ивана Грозного, и двоюродным племянником ее сына Федора Ивановича, последнего из этой династии.
Это в глазах людей того времени обес­печивало сыну Филарета Никитича решающее преимущество перед оста­льными кандидатами. А устранить Михаила было особенно важно до открытия Земского собора, то есть осенью или в начале зимы 1612 года. В таком случае шансы польского королевича Владислава на избрание царем существенно возрастали.
Но если Михаил находился в Домнине недолгое время поздней осенью 1612 г., то каким образом из-за него мог быть убит Сусанин, хотя бы и знавший о местонахождении своего барина?
Вряд ли бы стал Сусанин скрывать, что Михаил находится, допустим, в Костроме. Об этом он мог бы сказать смело, и поляки в таком случае остались бы ни с чем.
Но Сусанин мог не сказать им, что Романовы уехали на Унжу. Вот разгадка того, почему поляки хотели узнать о местонахождений Михаила именно у старосты, который, конечно, знал от барыни о предстоящей поездке ее семьи в Макарьевскую обитель.
Возражая Костомарову, Соловьев писал: «Что касается до вопроса, кто видел, как пытали Сусанина, то на него может быть множество удовлет­ворительных ответов.
Известны обычные приемы шаек, подобных той, которая напала на Сусанина: узнать, кто знает о том, что нужно разбой­никам, и потом пытать знатока, а другие, которые сами указали на него, стоят или лежат полумертвые от страха».
Подтверждение словам Соло­вьева имеется в интересном и недостаточно изученном источнике — указе императрицы Анны Ивановны от 1731 г., где почти дословно повторено не дошедшее до нас прошение праправнука Сусанина, Ивана Лукояновича Сабинина, в котором говорилось, что, когда Михаил и его мать находились в с. Домнине, «приходили польские и литовские люди, поймав многих языков, пытали и расспрашивали про него, великого государя, которые языки сказали им, что великий государь имеетца во оном селе Домнине и в то время прадед ево онаго села Домнина крестьянин Иван Сусанин взят оными польскими людьми».
Попытаемся теперь восстановить картину событий. Проведя в Домнине несколько дней, Марфа и Михаил несмотря на осеннюю распутицу уезжают в Макарьево-Унженский монастырь.





Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz