Меню сайта
|
Иван Сусанин ч. 7Из всех возможных русских
претендентов на него лишь Михаил находился в кровной связи с пресекшейся
династией Рюриковичей, ибо был внучатым племянником царицы Анастасии Романовны,
первой жены Ивана Грозного, и двоюродным племянником ее сына Федора Ивановича,
последнего из этой династии. Это в глазах людей того времени
обеспечивало сыну Филарета Никитича решающее преимущество перед остальными
кандидатами. А устранить Михаила было особенно важно до открытия Земского
собора, то есть осенью или в начале зимы 1612 года. В таком случае шансы
польского королевича Владислава на избрание царем существенно возрастали. Но если Михаил находился в Домнине
недолгое время поздней осенью 1612
г., то каким образом из-за него мог быть убит Сусанин,
хотя бы и знавший о местонахождении своего барина? Вряд ли бы стал Сусанин скрывать,
что Михаил находится, допустим, в Костроме. Об этом он мог бы сказать смело, и
поляки в таком случае остались бы ни с чем. Но Сусанин мог не сказать им, что
Романовы уехали на Унжу. Вот разгадка того, почему поляки хотели узнать о
местонахождений Михаила именно у старосты, который, конечно, знал от барыни о
предстоящей поездке ее семьи в Макарьевскую обитель. Возражая Костомарову, Соловьев
писал: «Что касается до вопроса, кто видел, как пытали Сусанина, то на него
может быть множество удовлетворительных ответов. Известны обычные приемы шаек,
подобных той, которая напала на Сусанина: узнать, кто знает о том, что нужно
разбойникам, и потом пытать знатока, а другие, которые сами указали на него,
стоят или лежат полумертвые от страха». Подтверждение словам Соловьева
имеется в интересном и недостаточно изученном источнике — указе императрицы
Анны Ивановны от 1731 г.,
где почти дословно повторено не дошедшее до нас прошение праправнука Сусанина,
Ивана Лукояновича Сабинина, в котором говорилось, что, когда Михаил и его мать
находились в с. Домнине, «приходили польские и литовские люди, поймав многих
языков, пытали и расспрашивали про него, великого государя, которые языки
сказали им, что великий государь имеетца во оном селе Домнине и в то время
прадед ево онаго села Домнина крестьянин Иван Сусанин взят оными польскими
людьми». Попытаемся теперь восстановить
картину событий. Проведя в Домнине несколько дней, Марфа и Михаил несмотря на
осеннюю распутицу уезжают в Макарьево-Унженский монастырь.
|
|