Меню сайта
|
Иван Грозный ч. 5Действительно, это была эпоха, когда значение породы
уступало сильно значению службы. Из сословия детей боярских выдвигались прежде
называемые дети боярские дворовые и стали называться дворянами: они составляли
высший слой между детьми боярскими и скоро образовали отдельное сословие. Их
значение состояло в относительной близости к царю; в звание дворян возводились
из детей боярских по царской милости. Дьяки, прежде занимавшиеся письмоводством
под начальством бояр и окольничьих, стали важными людьми: царь доверял им
более, чем родовитым людям.
Курбский между тем давал Сигизмунду-Августу советы,
как воевать московского царя, и сам предводительствовал отрядом против своих
соотечественников. В конце 1564 года разнесся слух, что огромная сила двигается
из Литвы к Полоцку; а между тем Девлет-Гирей, побуждаемый Сигизмундом-Августом,
идет в южные пределы Московского государства. Крымцам на этот раз не посчастливилось:
они подходили к Рязани и отступили; но царь ожидал с двух сторон нового
нашествия врагов, а внутри государства ему мерещились изменники.
Он желал проливать кровь, но трусил и измыслил такое
средство, которое бы в народных глазах придавало законность самым необузданным
его неистовствам. Трусость привела Ивана к мысли устроить, так сказать,
комедию, в которой народу выпало бы на долю просить царя мучить и казнить кого
угодно царю.
В конце 1564 года царь приказал собрать из городов в
Москву с женами и детьми дворян, детей боярских и приказных людей, выбрав их
поименно. Разнесся слух, что царь собирался ехать неизвестно куда. Иван вот что
объявил духовным и светским знатным лицам. Ему сделалось известным, что многие
не терпят его, не желают, чтобы царствовал он и его наследники, злоумышляют на
его жизнь; поэтому он намерен отказаться от престола и передать правление всей
земле.
Говорят, что с этими словами Иван положил свою корону,
жезл и царскую одежду. На другой день со всех церквей и монастырей духовные
привозили к Ивану образа; Иван кланялся перед ними, прикладывался к ним, брал
от духовных благословение, потом несколько дней и ночей ездил он по церквам;
наконец, 3 декабря приехало в Кремль множество саней; начали из дворца выносить
и укладывать всякие драгоценности: иконы, кресты, одежды, сосуды и пр. Всем
прибывшим из городов дворянам и детям боярским приказано собираться в путь с
царем.
Выбраны были также некоторые из бояр и дворян
московских для сопровождения царя, с женами и детьми. В Успенском соборе велено
было служить обедню митрополиту Афанасию, заступившему место Макария (31
декабря 1563). Отслушавши литургию в присутствии всех бояр, царь принял благословение
митрополита, дал целовать свою руку боярам и прочим, присутствовавшим в церкви;
затем сел в сани с царицею и двумя сыновьями.
С ним отправились любимцы его: Алексей Басманов,
Михайло Салтыков, князь Афанасий Вяземский, Иван Чоботов, избранные дьяки и
придворные. Вооруженная толпа выборных дворян и детей боярских сопровождала их.
Все в Москве были в недоумении. Ни митрополит, ни святители, съехавшиеся тогда
в столицу, не смели просить у царя объяснения. Две недели, по причине оттепели,
царь должен был пробыть в селе Коломенском, потом переехал со всем своим обозом
в село Тайнинское, а оттуда через Троицкий монастырь прибыл в Александровскую
слободу, свое любимое местопребывание.
Никто из Москвы не осмелился обратиться к удалившемуся
государю. Наконец, 3 января приехал от него в столицу Константин Поливанов с
грамотою к митрополиту. Иван объявлял, что он положил гнев свой на богомольцев
своих, архиепископов, епископов и все духовенство, на бояр, окольничьих,
дворецкого, казначея, конюшего, дьяков, детей боярских, приказных людей;
припоминал, какие злоупотребления расхищения казны и убытки причиняли они
государству во время его малолетства; жаловался, что бояре и воеводы разобрали
себе, своим родственникам и друзьям государевы земли, собрали себе великие
богатства, поместья, вотчины, не радят о государе и государстве, притесняют
христиан, убегают от службы; а когда царь, — сказано было в грамоте, —
захочет своих бояр, дворян, служилых и приказных людей понаказать, архиепископы
и епископы заступаются за виновных; они заодно с боярами, дворянами и приказными
людьми покрывают их перед государем. Поэтому государь, от великой жалости, не
хочет более терпеть их изменных дел и поехал поселиться там, где его Господь
Бог наставит.
Гонец привез от государя другую грамоту к гостям,
купцам и ко всему московскому народу. В ней государь писал, чтобы московские
люди нимало не сомневались: на них нет от царя ни гнева, ни опалы.
|
|