Меню сайта
|
Иван Сусанин ч. 8Через какое-то время в Домнино
входят ищущие Михаила «польские и литовские люди». Убедившись, что его в селе
нет, они приступают с допросом к Сусанину как вотчинному старосте, могущему
знать, куда уехали его господа. Согласно грамоте 1619 г. Сусанин отказался
отвечать и был подвергнут жестоким пыткам. Если бы имелась только грамота 1619 г., то можно было бы
полагать, что несмотря на пытки Сусанин ничего не сказал полякам и те убили его
на глазах домнинцев.»Однако дело обстоит не так просто. В преданиях, при всех их различиях
в деталях, часто говорится о болоте, по которому Сусанин вел поляков, даже
местом гибели его называется болото. Да и сам подвиг Сусанина состоит в том,
что он завел врагов то ли в болото, то ли в лесную чащу. Поставив все это под сомнение,
Костомаров, ссылаясь на грамоту 1619
г., писал: «Есть ли в грамоте что-нибудь похожее на то,
что Сусанин был вожем (проводником, провожатым) прибывших поляков? Нет ни
следа. Там говорится только, что польские и литовские люди поймали Сусанина и
стали пытать, допрашивая, где Михаил. Он не сказал им и был замучен. Уместна ли при этом сказка о том,
что он взялся их вести? Зашедши в Костромской уезд, польские и литовские люди
не знали, где Михаил, следовательно, и не могли нуждаться в воже: им нужно было
прежде узнать, где тот, кого им нужно, а потом уже искать туда пути. Так в грамоте и стоит: Сусанин
погиб за то, что не сказал полякам, где царь, следовательно, не мог вести их» В грамоте 1619 г., действительно, нет
ни малейшего намека на то, при каких конкретных обстоятельствах и где именно
погиб Сусанин. Однако вождение им поляков по болотам или лесным чащам вовсе не
выдумано книжниками XIX в., как полагал Костомаров. Впервые в дошедших до нас
источниках об этом говорится в упоминавшемся выше указе Анны Ивановны.
Предыстория его такова. В начале 1731
г. праправнук Сусанина И. Л. Сабинин, столкнувшись с
трудностями при подтверждении своих льгот, положенных ему как потомку Сусанина,
подал прошение на имя новой императрицы и подробно напомнил о подвиге своего
предка. Прошение до нас не дошло, но главная его часть повторена в тексте
указа: «Во прошлом во 121 году (1613 г) приходил из Москвы
из осад на Кострому блаженныя и вечныя достойныя памяти великий государь и
великий князь Михайло Федорович с матерью своею с великою государынею инокинею
Марфою Ивановною и были в Костромском уезде в дворцовом селе Домнине в которую
бытность их Величества в селе Домнине приходили польские и литовские люди
поймав многих языков пытали и распрашивали про него великого государя, которые
языки сказали им, что великий государь имеетца во оном селе Домнине и в то
время прадед его онаго села Домнина крестьянин Иван Сусанин взят оными
польскими людьми, а деда их Богдана Сабинина, а своего зятя оной Сусанин
отпустил в село Домнино с вестью к великому государю чтобы великий государь шел
на Кострому в Ипацкой монастырь для того что польские и литовские люди до села
Домнина доходят да он польских и литовских людей оной прадед его от села
Домнина отвел и про него великого государя не сказал и зато оне в селе Исупове
прадеда его пытали разными немерными пытками и посадя на столб изрубили в
мелкие части за которое мучение и смерть онаго прадеда даны деду его Богдану
Сабинину государевы жалованные грамоты в селе Высупове (Исупове) половину
деревни Деревнищ».
|
|