Четверг, 02.05.2024, 21:56
Приветствую Вас Гость | RSS

История Московского царства
в лицах и биографиях
Меню сайта


Иван Сусанин ч. 8

Через какое-то время в До­мнино входят ищущие Михаила «польские и литовские люди». Убедившись, что его в селе нет, они приступают с допросом к Сусанину как вотчинному старосте, могущему знать, куда уехали его господа. Согласно грамоте 1619 г. Сусанин отказался отвечать и был подвергнут жестоким пыткам.
Если бы имелась только грамота 1619 г., то можно было бы полагать, что несмотря на пытки Сусанин ничего не сказал полякам и те убили его на глазах домнинцев.»Однако дело обстоит не так просто.
В преданиях, при всех их различиях в деталях, часто говорится о болоте, по которому Сусанин вел поляков, даже местом гибели его называется болото. Да и сам подвиг Сусанина состоит в том, что он завел врагов то ли в болото, то ли в лесную чащу.
Поставив все это под сомнение, Костомаров, ссылаясь на грамоту 1619 г., писал: «Есть ли в грамоте что-нибудь похожее на то, что Сусанин был вожем (проводником, провожатым) прибывших поляков? Нет ни следа. Там говорится только, что польские и литовские люди поймали Сусанина и стали пытать, допрашивая, где Михаил. Он не сказал им и был замучен.
Уместна ли при этом сказка о том, что он взялся их вести? Зашедши в Костромской уезд, польские и литовские люди не знали, где Михаил, следовательно, и не могли нуждаться в воже: им нужно было прежде узнать, где тот, кого им нужно, а потом уже искать туда пути.
Так в грамоте и стоит: Сусанин погиб за то, что не сказал полякам, где царь, следовательно, не мог вести их»
В грамоте 1619 г., действительно, нет ни малейшего намека на то, при каких конкретных обстоятельствах и где именно погиб Сусанин. Однако вождение им поляков по болотам или лесным чащам вовсе не выдумано книжниками XIX в., как полагал Костомаров.
Впервые в дошедших до нас источниках об этом говорится в упоминавшемся выше указе Анны Иванов­ны. Предыстория его такова. В начале 1731 г. праправнук Сусанина И. Л. Сабинин, столкнувшись с трудностями при подтверждении своих льгот, положенных ему как потомку Сусанина, подал прошение на имя новой императрицы и подробно напомнил о подвиге своего предка. Проше­ние до нас не дошло, но главная его часть повторена в тексте указа:
«Во прошлом во 121 году (1613 г) приходил из Москвы из осад на Кострому блаженныя и вечныя достойныя памяти великий государь и великий князь Михайло Федорович с матерью своею с великою государынею инокинею Марфою Ивановною и были в Костромском уезде в дворцовом селе Домнине в которую бытность их Величества в селе Домнине приходили польские и литовские люди поймав многих языков пытали и распрашивали про него великого государя, которые языки сказали им, что великий государь имеетца во оном селе Домнине и в то время прадед его онаго села Домнина крестьянин Иван Сусанин взят оными польскими людьми, а деда их Богдана Сабинина, а своего зятя оной Сусанин отпустил в село Домнино с вестью к великому государю чтобы великий государь шел на Кострому в Ипацкой монастырь для того что польские и литовские люди до села Домнина доходят да он польских и литовских людей оной прадед его от села Домнина отвел и про него великого государя не сказал и зато оне в селе Исупове прадеда его пытали разными немерными пытками и посадя на столб изрубили в мелкие части за которое мучение и смерть онаго прадеда даны деду его Богдану Сабинину государевы жалованные грамоты в селе Высупове (Исупове) половину деревни Деревнищ».


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz