Меню сайта
|
Борис Годунов ч. 19Борис ушел к сестре в келью; патриарх отслужил обедню,
потом пошел в келью с несколькими боярами, приверженцами Бориса. Толпа стояла
на дворе кругом кельи. Бояре из окон кельи давали знак приставам, а приставы
заставляли народ кланяться, вопить и плакать. Здесь было много женщин с
младенцами. Многие москвичи из раболепства и страха, за недостатком слез,
мочили глаза слюнями, а тех, которые неохотно вопили и кланялись, Борисовы
пособники понуждали в спину пинками.
«И они, — говорит летописец, — хоть не
хотели, а поневоле выли по-волчьи». Патриарх, истощивши старания тронуть сердце
Бориса зрелищем плачущего русского народа, стал, наконец, грозить ему, что он
принесет Богу ответ, если в безго-сударное время будет в попранье святая вера и
православные христиане в расхищении от иноземцев.
Инокиня Александра стала уговаривать Бориса.
«Неужели, — сказал он, — и тебе, моей государыне, угодно возложить на
меня такое невыносимое бремя, о котором у меня никогда и на мысли не было и на
разум не приходило».
«Это Божье дело, а не человеческое, — сказала Александра, —
как будет воля Божья, так и твори».
Тогда Борис с видом скорби залился слезами и поднявши
глаза к небу, сказал: «Господи Боже мой, я твой раб, да будет воля твоя!»
Патриарх благословил Бориса, сестру и жену его, затем
вышел к народу и провозгласил: «Борис Федорович нас пожаловал, хочет быть на
великом российском царствии». — «Слава Богу», — кричали все, а
приставы толкали людей, чтобы те кричали погромче и повеселее.
26 февраля Борис прибыл в Москву, поклонился святыне,
а потом опять уехал в Новодевичий монастырь, как будто на постный подвиг, и не
прежде прибыл в столицу, как после Пасхи. Венчание на царство происходило 1 сентября.
Тогда Борис сказал громко патриарху: «Бог свидетель, отче, в моем царстве не
будет нищих и бедных». Затем, взявшись за воротник рубашки, он прибавил: «И эту
последнюю разделю со всеми!»
Борис рассчитал, что нужно на первых порах расположить
к себе народ, приучить любить себя и повиноваться себе. С этой целью он
освободил весь сельский народ от податей на один год, а равно и всех инородцев
от платежа ясака. Всем торговым людям Борис дал право беспошлинной торговли на
два года, служилым людям выдал одновременно годовое жалованье. В Новгороде (и
быть может, в других местах) он закрыл кабаки. Выказываясь блюстителем нравственности,
Борис преследовал бесчинное пьянство, что нравилось добронравным людям.
Сидевшие в тюрьмах получали свободу, опальным прежнего
царствования давалось прощение; вдовы, сироты, нуждающиеся получали от щедрот царя
вспоможение. Борис непрестанно кормил и одевал неимущих. Казней не было. Борис
даже воров и разбойников не наказывал смертью. Но все это была только мишура.
Все благие стремления Бориса клонились только к одной цели — утвердить себя и
род свой на престоле; он сочинил особую молитву о своем здравии, которую
заставлял всех подданных непременно произносить во время заздравных чаш. Борису
хотелось, чтобы русские во что бы то ни стало и какими бы то ни было путями
привыкли к нему и полюбили его.
Цель мало достигалась. Только духовенство и служилые были
действительно за Бориса; народ не любил его. Законы о прикреплении к земле и о
холопстве стали источниками смут и беспорядков. Крестьяне беспрестанно бегали
от помещиков; те искали их, преследовали, возникали из-за них тяжбы. Закон о
холопстве приводил ко всевозможным насилиям.
Не только прослужившие шесть месяцев попадали в
рабство; иногда судья, в угоду богатому, приговаривал к холопству и такого,
который несколько дней прослужит у господина, и это делалось на том основании,
что господин на него издержался. Призовут мастерового работать в дом, а
господин дома изъявит притязание, что он его холоп. Начнется суд, судья
потакает господину, взявши с него взятку.
|
|