Меню сайта
|
Иван Грозный ч. 8Опричники давали царю особую присягу, которой
обязывались не только доносить обо всем, что они услышат дурного о царе, но не
иметь никакого дружеского сообщения, не есть и не пить с земскими людьми. Им
даже вменялось в долг, как говорят летописцы, насиловать, предавать смерти
земских людей и грабить их дома. Современники иноземцы пишут, что символом опричников
было изображение собачьей головы и метла в знак того, что они кусаются как
собаки, оберегая царское здравие, и выметают всех лиходеев.
Самые наглые выходки дозволяли они себе против
земских. Так, например, подошлет опричник своего холопа или молодца к
какому-нибудь земскому дворянину или посадскому: подосланный определится к
земскому хозяину в слуги и подкинет ему какую-нибудь ценную вещь; опричник
нагрянет в дом с приставом, схватит своего мнимо беглого раба, отыщет
подкинутую вещь и заявит, что его холоп вместе с этою вещью украл у него
большую сумму.
Обманутый хозяин безответен, потому что у него найдено
поличное. Холоп опричника, которому для вида прежний господин обещает жизнь,
если он искренно сознается, показывает, что он украл у своего господина
столько-то и столько и передал новому хозяину. Суд изрекает приговор в пользу
опричника; обвиненного ведут на правеж на площадь и бьют по ногам палкой до тех
пор, пока не заплатит долга, или же, в противном случае, выдают головою опричнику.
Таким или подобным образом многие теряли свои дома,
земли и бывали обобраны до ниточки; а иные отдавали жен и детей в кабалу и сами
шли в холопы. Всякому доносу опричника на земского давали веру; чтобы угодить царю,
опричник должен был отличаться свирепостью и бессердечием к земским людям; за
всякий признак сострадания к их судьбе опричник был в опасности от царя
потерять свое поместье, подвергнуться пожизненному заключению, а иногда и
смерти.
Случалось, едет опричник по Москве и завернет в лавку;
там боятся его как чумы; он подбросит что-нибудь, потом придет с приставом и
подвергнет конечному разорению купца. Случалось, заведет опричник с земским на
улице разговор, вдруг схватит его и начнет обвинять, что земский ему сказал
поносное слово; опричнику верят. Обидеть царского опричника было смертельным
преступлением; у бедного земского отнимают все имущество и отдают обвинителю, а
нередко сажают на всю жизнь в тюрьму, иногда же казнят смертью. Если опричник
везде и во всем был высшим существом, которому надобно угождать, земский был —
существо низшее, лишенное царской милости, которое можно как угодно обижать.
Так стояли друг к другу служилые, приказные и торговые
люди на одной стороне в Опричнине, на другой в Земщине. Что касается до массы
народа, до крестьян, то в Опричнине они страдали от произвола новопоселенных
помещиков: состояние рабочего народа в Земщине было во многих отношениях еще
хуже, так как при всяких опалах владельцев разорение постигало массу людей,
связанных с опальными условиями жизни, и мы видим примеры, что мучитель,
казнивши своих бояр, посылал разорять их вотчины. При таком новом состоянии дел
на Руси чувство законности должно было исчезнуть.
И в этот-то печальный период потеряли свою живую силу
начатки общинного самоуправления и народной льготы, недавно установленные правительством
Сильвестра и Адашева: правда, многие формы в этом роде оставались и после; но
дух, оживлявший их, испарился под тиранством царя Ивана. Учреждение Опричнины,
очевидно, было таким чудовищным орудием деморализации народа русского, с
которым едва ли что-нибудь другое в его истории могло сравниться, и глядевшие
на это иноземцы справедливо замечают: «Если бы сатана хотел выдумать что-нибудь
для порчи человеческой, то и тот не мог бы выдумать ничего удачнее».
Свирепые казни и мучительства возрастали со введения
Опричнины чудовищным образом. На третий день после появления царя в Москве
казнен был зять Мстиславского, одного из первых бояр, которому поверена была
Земщина, — Александр Горбатый Шуйский с семнадцатилетним сыном и другие.
Иные были насильно пострижены; другие сосланы.
|
|