Меню сайта
|
Царь Алексей Михайлович и Патриарх НиконЦарь Алексей
Михайлович и Патриарх Никон В историографии утвердилось представление о XVII столетии как времени, предшествующем реформаторским начинаниям Петра I. Наибольший вклад в развенчание оценки деятельности, преобразователя России как «революционера на троне» внес В.О.Ключевский, отстаивавший мысль об эволюционном характере исторического развития страны. Последующие исследователи истории, экономики и государства приводили новые доказательства зарождения уже в XVII в. основных направлений будущих реформ. Сконцентрировав внимание на изучении проблем генезиса абсолютизма и капитализма в России, историки внесли весомый вклад в понимание развития русского общества. Вместе с тем недостаточно внимания удивлялось вопросам
о роли личности в истории, влиянию традиционных для средневекового
мировоззрения институтов жизни общества, самым устойчивым из которых было
религиозное мировосприятие. Иррационализм религиозного миросозерцания вступал
в противоречие с прагматическими устремлениями реформаторов, что приводило к
неожиданным для обеих сторон результатам и определяло своеобразие исторического
процесса. Россия в XVII в. переживала именно такой период
развития — перехода от средневекового мировоззрения к рационалистическому
мышлению — как отражению зарождения в недрах позднего феодализма капиталистических
отношений. Традиционализм поведения и мышления, определявший стабильность
феодального общества, испытав решительный натиск новых динамичных сил,
подвергается эрозии и, в соединении с последними, создает необычное
сочетание, характеризующее развитие общества в XVII в. Своеобразие России
состоит в том, что в отличие от запада и востока у нее сложилась своя модель
экономического, политического и религиозного развития, наиболее характерными чертами
которого были: общинный характер землепользования и управления, позднее
закрепощение крестьян, приоритет обычного права над писанным законом, православие
в соединении с остатками языческого мировоззрения. Царь Алексей Тишайший Государство и церковь как два айсберга возвышались над
подводной частью глубинных сил народа: «Землей» и традиционным мировоззрением,
не только ограниченным религией, но и пропитанным поиском «правды» жизни.
Властное положение государства и церкви предоставляло им возможность
навязывать обществу свою волю, не совпадавшую с интересами подавляющей части
народа. Это приводило к мощным социальным конфликтам. Если при этом пересматривались
традиционные устои жизни и мировоззрения, как это произошло в середине XVII в.,
то общество раскалывалось на две части. Часто пути реализации реформ, как и
само содержание, зависели от личностей реформаторов. В середине столетия
патриарх Никон и царь Алексей Михайлович соединяли в своем лице высшие властные
полномочия и возглавляли деятельность духовных и светских реформаторов,
объединенных первоначально общей идеей «блага» для России, но расходившихся в
определении содержания и методов реализации преобразований. Выявлению
направлений реформирования русского общества в середине XVII столетия при
участии этих личностей посвящается данный очерк. Судьбе было угодно вручать царскую власть первым Романовым
в юношеском возрасте. Как и его отец, Алексей Михайлович венчался на царство
шестнадцати лет от роду, и поэтому реальной властью обладали сначала родственники
царя и его воспитатель боярин Б.И.Морозов. Позже место боярина Морозова занял
переступивший сорокалетний возраст патриарх Никон. Крестьянский сын стал
«собиным другом» царя. В силу каких обстоятельств простолюдин достиг высшего
положения в обществе и управлении страной? Будущий патриарх родился 24 мая 1605 г. в мордовской
крестьянской семье в селе Вельдиманово Нижегородского уезда. Знаменательно, что
за семь дней до этого Россия увидела на царском престоле также выходца из
народа — Григория Отрепьева под именем царя Димитрия. Начало столетия
ознаменовалось вторжением простолюдинов в «святая святых» господствующего
класса — в управление страной. Уже в младенческом возрасте Никита, так назвали
мальчика в честь преподобного Никиты Преславского, лишился матери, и его отец
Мина привел в дом вдову с детьми. Никита испытал все трудности положения
пасынка, лишенного материнской ласки, постоянно недоедавшего и подвергавшегося
издевательствам и преследованиям со стороны мачехи. Первый раз он чуть не
лишился жизни при падении в погреб, куда столкнула его мачеха. Другой раз он
чудом спасся от огня, когда решил погреться в устье печи и, разомлев от тепла,
уснул. Вдова, увидев пасынка, заложила его дровами и подожгла. На крик
задыхавшегося от дыма и огня ребенка прибежала его бабка и спасла Никиту из
огненного плена. Последнюю попытку покончить с ненавистным соперником ее детей
женщина предприняла, сыграв на чувстве постоянного голода мальчика: она
подложила ему в пищу мелко истертый мышиный кал. Только большим количеством
воды, выпитой Никитой, удалось нейтрализовать действие яда. Так под пером
биографа Никона, дьяка И.К.Шушерина, создавался образ подвижника веры, прошедшего
через огонь и воду, а медные трубы ему предстояло услышать в будущем. Впервые глас этих труб он ощутил на кладезе медного
колокола в Макарьевском Желтоводском монастыре, куда отец определил его
клириком. Никита довольно рано и легко овладел грамотой, но без постоянных
занятий стал ее быстро забывать. Очутившись в монастыре, он пристрастился к чтению
и увлекся церковным пением, и только непробудный детский сон мешал ему не
опаздывать на утреннюю молитву. Вот тогда-то он решил ночевать на звоннице, чтобы
с первым ударом колокола приступать к молитве. Макарьевский Желтоводский монастырь прославился
строгостью распорядка, сохраняя традиции русского аскетизма. Именно этот
монастырь посетил в 1619г. царь Михаил Федорович Романов, избравший в качестве
патрона семейного культа преподобного Макария Желтоводского — основателя
обители и всероссийского защитника всех плененных воинов. Монастырь, основанный
в 1434 г.,
незадолго до посещения царя возобновил свою деятельность на традициях
подвижничества в духе мистического иррационализма Нила Сорского. Этот старец во
второй половине XV в. принес из Византии опыт скитского жития и личностного
познания Святого Духа посредством «молчания» и «умной молитвы». Мистику
исихазма он соединил с обычаями и особенностями характера русского человека,
неприхотливого в жизни и созерцательного, мысли которого будили бескрайние
просторы равнинного ландшафта и суровые климатические условия жизни. Нилу
Сорскому удалось преодолеть социальный нигилизм и индивидуализм византийских
«паламистов», уводивших их от реалий повседневной общественной жизни, труда и
политической деятельности. Восприняв от исихастов принцип нравственного
совершенствования человека в рамках христианской религии и морали, он отдавал
должное разумному мышлению, проповедовал и своим примером утверждал
необходимость жизни по труду, отстаивал взгляд на веру как дело совести каждого
человека. И вместе с тем не отделял себя от общественной и политической
жизни страны, возвышая свой голос в борьбе с иосифлянами против земельных
владений церкви и монастырей.
Царь Алексей Михайлович и Никон ч. 2 Царь Алексей Михайлович и Никон ч. 3 Царь Алексей Михайлович и Никон ч. 4 Царь Алексей Михайлович и Никон ч. 5 Царь Алексей Михайлович и Никон ч. 6 Царь Алексей Михайлович и Никон ч. 7 Царь Алексей Михайлович и Никон ч. 8 Царь Алексей Михайлович и Никон ч. 9 Царь Алексей Михайлович и Никон ч. 10 Царь Алексей Михайлович и Никон ч. 11 Царь Алексей Михайлович и Никон ч. 12 Царь Алексей Михайлович и Никон ч. 13 Царь Алексей Михайлович и Никон ч. 14 Царь Алексей Михайлович и Никон ч. 15 Царь Алексей Михайлович и Никон ч. 16 Царь Алексей Михайлович и Никон ч. 17 Царь Алексей Михайлович и Никон ч. 18 Царь Алексей Михайлович и Никон ч. 19 Царь Алексей Михайлович и Никон ч. 20 Царь Алексей Михайлович и Никон ч. 21 |
|