Четверг, 02.05.2024, 18:06
Приветствую Вас Гость | RSS

История Московского царства
в лицах и биографиях
Меню сайта


Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон

Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон

            В историографии ут­вердилось представ­ление о XVII столе­тии как времени, предшест­вующем реформаторским начинаниям Петра I. Наи­больший вклад в развенча­ние оценки деятельности, преобразователя России как «революционера на троне» внес В.О.Ключев­ский, отстаивавший мысль об эволюционном харак­тере исторического разви­тия страны. Последующие исследователи истории, экономики и государства приводили новые доказа­тельства зарождения уже в XVII в. основных направ­лений будущих реформ. Сконцентрировав внима­ние на изучении проблем генезиса абсолютизма и капитализма в России, историки внесли весомый вклад в понимание развития русского общества.
Вместе с тем недостаточно внимания удивлялось вопро­сам о роли личности в истории, влиянию традиционных для средневекового мировоззрения институтов жизни общества, самым устойчивым из которых было религиозное мировос­приятие. Иррационализм религиозного миросозерцания вступал в противоречие с прагматическими устремлениями реформаторов, что приводило к неожиданным для обеих сторон результатам и определяло своеобразие историческо­го процесса.
Россия в XVII в. пере­живала именно такой пе­риод развития — перехода от средневекового миро­воззрения к рационали­стическому мышлению — как отражению зарожде­ния в недрах позднего феодализма капиталисти­ческих отношений. Тради­ционализм поведения и мышления, определявший стабильность феодального общества, испытав реши­тельный натиск новых ди­намичных сил, подверга­ется эрозии и, в соедине­нии с последними, создает необычное сочетание, ха­рактеризующее развитие общества в XVII в. Своеоб­разие России состоит в том, что в отличие от запа­да и востока у нее сложилась своя модель экономического, политического и религиозного развития, наиболее характер­ными чертами которого были: общинный характер земле­пользования и управления, позднее закрепощение крестьян, приоритет обычного права над писанным законом, правосла­вие в соединении с остатками языческого мировоззрения.

Царь Алексей Тишайший

Государство и церковь как два айсберга возвышались над подводной частью глубинных сил народа: «Землей» и тради­ционным мировоззрением, не только ограниченным рели­гией, но и пропитанным поиском «правды» жизни. Властное положение государства и церкви предоставляло им возмож­ность навязывать обществу свою волю, не совпадавшую с интересами подавляющей части народа. Это приводило к мощным социальным конфликтам. Если при этом пересмат­ривались традиционные устои жизни и мировоззрения, как это произошло в середине XVII в., то общество раскалыва­лось на две части. Часто пути реализации реформ, как и само содержание, зависели от личностей реформаторов. В середи­не столетия патриарх Никон и царь Алексей Михайлович соединяли в своем лице высшие властные полномочия и воз­главляли деятельность духовных и светских реформаторов, объединенных первоначально общей идеей «блага» для Рос­сии, но расходившихся в определении содержания и методов реализации преобразований. Выявлению направлений ре­формирования русского общества в середине XVII столетия при участии этих личностей посвящается данный очерк.
Судьбе было угодно вручать царскую власть первым Ро­мановым в юношеском возрасте. Как и его отец, Алексей Михайлович венчался на царство шестнадцати лет от роду, и поэтому реальной властью обладали сначала родственни­ки царя и его воспитатель боярин Б.И.Морозов. Позже мес­то боярина Морозова занял переступивший сорокалетний возраст патриарх Никон. Крестьянский сын стал «собиным другом» царя. В силу каких обстоятельств простолюдин до­стиг высшего положения в обществе и управлении страной?
Будущий патриарх родился 24 мая 1605 г. в мордовской крестьянской семье в селе Вельдиманово Нижегородского уезда. Знаменательно, что за семь дней до этого Россия уви­дела на царском престоле также выходца из народа — Григо­рия Отрепьева под именем царя Димитрия. Начало столетия ознаменовалось вторжением простолюдинов в «святая свя­тых» господствующего класса — в управление страной. Уже в младенческом возрасте Никита, так назвали мальчика в честь преподобного Никиты Преславского, лишился матери, и его отец Мина привел в дом вдову с детьми. Никита испы­тал все трудности положения пасынка, лишенного материн­ской ласки, постоянно недоедавшего и подвергавшегося изде­вательствам и преследованиям со стороны мачехи. Первый раз он чуть не лишился жизни при падении в погреб, куда столкнула его мачеха. Другой раз он чудом спасся от огня, когда решил погреться в устье печи и, разомлев от тепла, уснул. Вдова, увидев пасынка, заложила его дровами и по­дожгла. На крик задыхавшегося от дыма и огня ребенка прибежала его бабка и спасла Никиту из огненного плена. Последнюю попытку покончить с ненавистным соперником ее детей женщина предприняла, сыграв на чувстве постоян­ного голода мальчика: она подложила ему в пищу мелко истертый мышиный кал. Только большим количеством воды, выпитой Никитой, удалось нейтрализовать действие яда. Так под пером биографа Никона, дьяка И.К.Шушерина, создавал­ся образ подвижника веры, прошедшего через огонь и воду, а медные трубы ему предстояло услышать в будущем.
Впервые глас этих труб он ощутил на кладезе медного колокола в Макарьевском Желтоводском монастыре, куда отец определил его клириком. Никита довольно рано и лег­ко овладел грамотой, но без постоянных занятий стал ее быстро забывать. Очутившись в монастыре, он пристрастил­ся к чтению и увлекся церковным пением, и только непро­будный детский сон мешал ему не опаздывать на утреннюю молитву. Вот тогда-то он решил ночевать на звоннице, что­бы с первым ударом колокола приступать к молитве.
Макарьевский Желтоводский монастырь прославился строгостью распорядка, сохраняя традиции русского аске­тизма. Именно этот монастырь посетил в 1619г. царь Михаил Федорович Романов, избравший в качестве патрона семейно­го культа преподобного Макария Желтоводского — основа­теля обители и всероссийского защитника всех плененных воинов. Монастырь, основанный в 1434 г., незадолго до посе­щения царя возобновил свою деятельность на традициях подвижничества в духе мистического иррационализма Нила Сорского. Этот старец во второй половине XV в. принес из Византии опыт скитского жития и личностного познания Святого Духа посредством «молчания» и «умной молитвы». Мистику исихазма он соединил с обычаями и особенностями характера русского человека, неприхотливого в жизни и со­зерцательного, мысли которого будили бескрайние просторы равнинного ландшафта и суровые климатические условия жизни. Нилу Сорскому удалось преодолеть социальный ни­гилизм и индивидуализм византийских «паламистов», уво­дивших их от реалий повседневной общественной жизни, труда и политической деятельности. Восприняв от исихастов принцип нравственного совершенствования человека в рам­ках христианской религии и морали, он отдавал должное разумному мышлению, проповедовал и своим примером ут­верждал необходимость жизни по труду, отстаивал взгляд на веру как дело совести каждого человека. И вместе с тем не отделял себя от общественной и политической жизни стра­ны, возвышая свой голос в борьбе с иосифлянами против земельных владений церкви и монастырей.

Царь Алексей Михайлович и Никон ч. 2             
Царь Алексей Михайлович и Никон ч. 3
Царь Алексей Михайлович и Никон ч. 4              Царь Алексей Михайлович и Никон ч. 5
Царь Алексей Михайлович и Никон ч. 6              Царь Алексей Михайлович и Никон ч. 7
Царь Алексей Михайлович и Никон ч. 8              Царь Алексей Михайлович и Никон ч. 9
Царь Алексей Михайлович и Никон ч. 10            Царь Алексей Михайлович и Никон ч. 11
Царь Алексей Михайлович и Никон ч. 12            Царь Алексей Михайлович и Никон ч. 13
Царь Алексей Михайлович и Никон ч. 14            Царь Алексей Михайлович и Никон ч. 15
Царь Алексей Михайлович и Никон ч. 16            Царь Алексей Михайлович и Никон ч. 17
Царь Алексей Михайлович и Никон ч. 18            Царь Алексей Михайлович и Никон ч. 19
Царь Алексей Михайлович и Никон ч. 20            Царь Алексей Михайлович и Никон ч. 21







Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz