Пятница, 03.05.2024, 05:34
Приветствую Вас Гость | RSS

История Московского царства
в лицах и биографиях
Меню сайта


Патриарх Филарет ч. 4

Скорее всего шел торг по условиям вступления на царски престол, обязательствам юного царя. Косвенным фактом, подтверждающим сущест­вование определенной договоренности, может служить и от­сутствие на Руси патриарха до 1619 г. Вероятно, что вопрос о закреплении этого сана за Филаретом был решен еще в 1613 г. Но в любом случае в угоду прикрытым родственными чувствами политическим соображениям попирались интере­сы церкви, так как отсутствие избранного патриарха в тече­ние восьми лет не способствовало укреплению ее позиций и авторитета.
Период Смутного времени дал возможность Федору Ни­китичу Романову проявиться как дальновидному, ловкому и беспринципному политику. Правда, В.Г.Бовина оценивает де­ятельность Филарета при самозванцах как странный этап жизни, когда он «как будто изменил самому себе, и уж во всяком случае пребывал в каком-то неестественном для себя состоянии», что «не вяжется с той памятью о суровом и страстном человеке, которую он оставил о себе».
В.Г.Бовина пытается объяснить это противоречие психологическим со­стоянием патриарха, подчинявшегося внешним обстоятель­ствам и метавшегося в сетях противоречий. Однако если от­казаться от создания новой «иконы» и трезво взглянуть на факты, то совершенно явно прослеживается определенная Линия поведения. Со времени избрания Бориса Годунова будущий патриарх Филарет всегда был в оппозиции к «за­конной власти» и поддерживал все силы, противостоящие ей.
На протяжении двадцати лет Романовы боролись за царскую власть, опираясь на дворянство, используя казаков и поль­ских ставленников. Ключевой фигурой в этой борьбе был именно Филарет Никитич, делавший все возможное, чтобы устранить всех сколько-нибудь серьезных соперников и пре­тендентов и посадить на царский трон своего сына Михаила.
Только после 1613г., когда личные интересы Филарета Ники­тича объективно совпадали с государственными, можно го­ворить о нем, как о защитнике независимости и православ­ной веры.
В соответствии с Деулинским перемирием, заключенным между Россией и Польшей в 1618 г., был произведен размен пленных, и 14 июня 1619г. митрополит Филарет был торжес­твенно встречен в Москве, а уже 24 июня 1619г. поставлен на патриаршество Иерусалимским патриархом Феофаном.
В последнее время появилась точка зрения, что Михаил отно­сительно самостоятельно управлял государством, а функции и полномочия Филарета определялись лишь его положением как старшего в семье. Сохранившаяся личная переписка Фи­ларета Никитича и Михаила Романова свидетельствует не только о довольно тесных отношениях между государем-сы­ном и патриархом-отцом, но и о большом влиянии последнего на государственные дела.
Почти сразу по возвращении Филарета Михаил Романов на два месяца оставляет государственные дела и отправляется на богомолье к чудотворцу Макарию (с 24 августа по 1 ноября 1619 г.), объективно давая Федору Никитичу возможность укрепиться в качестве второго государя. Таким образом, с первых дней Филарет фактически отстраняет сына, а вернее царицу Марфу, имевшую большое влияние на Михаила, и берет управление в свои руки.
Поездки на богомолье были традиционны, впоследствии Михаил Федорович почти ежегодно покидал Москву. Во вся­ком случае, мы имеем переписку 1619—1624 гг. и 1627— 1631 гг. Но богомолье 1619г. является самым продолжитель­ным, в дальнейшем отсутствие царя не превышало 10 дней.
Из пятнадцати писем, относящихся к этому периоду, один­надцать имеют особое значение, так как касаются государ­ственных проблем и наглядно демонстрируют положение Филарета. Основные вопросы, затрагиваемые в письмах, ка­саются внешней политики, отношений с Польшей и Крымом. В письме к Михаилу Федоровичу от 31 августа 1619 г. патри­арх указывает, что отсылает отписки, связанные с крымски­ми послами, прочитав боярам, и как бы спрашивает, как следует поступить. Но тут же сам советует Михаилу сказать послам о дружбе и дать указ, кого послать с поминками.
Так сохраняется видимость, что Михаил сам управляет госу­дарством. Филарет получает ответ, полностью соответствую­щий его наставлениям, и уже, ссылаясь на этот «указ», осу­ществляет прием крымских послов и отпускает «по своему» приказу Семена Бегичева на встречу. Это, однако, не мешает Филарету лицемерно заявлять в письме от 16 сентября 1619 г., что «а о крымском, государь, деле полагаем на твою государеву волю».
Зато в этом же письме патриарх активно вмешивается в польские дела, Говоря о неприятии грамот польских послов, так как в них королевич именуется царем русским. Если во внешней политике Филарету требуется формальное согласие Михаила, то внутренние дела почти не оставили следа в переписке. Только два письма, касающиеся, выплаты жалования стрельцам, свидетельствуют о желании Михаила попытаться вмешаться в решение этих вопросов.
Получив от Афанасия Васильевича Лобанов-Ростовского из­вестие, а скорее жалобу, что стрельцам не уплачено, Михаил приказывает немедленно выдать деньги, но получает мягкий отказ Филарета, сославшегося на отсутствие в казне денег. Причем патриарх признает, что на нужные, по его мнению, расходы, деньги имеются.
Свидетельством могущества Филарета является и тот факт, что удаленные им родственники жены, инокини Мар­фы, Салтыковы и дьяки И.Грамоткин, Т.Луговской, Е.Телепнев были возвращены из опалы только после смерти пат­риарха в 1633—-1634 гг. Но это было исключением, 2 декабря 1636 г. был принят указ о непересмотре дел, вершенных Филаретом. Это ли не свидетельство того, кто был истин­ным и полноправным главой государства в 20-е годы XVII в.
В первые годы правления Михаила Русское государство так и не смогло оправиться после Смуты. Разработкой мер по улучшению положения занялся Земской собор 1619 г. И не принципиально, был ли Филарет автором этой программы, главное, что он упорно претворял ее и добивался положи­тельных результатов.
Прежде всего была проведена ревизия по служилому землевладению, приняты меры по оживлению посадов через возвращение тяглых посадских людей, измене­на система управления: увеличено число приказов и введены воеводства. Активно поощрялись торговля и русское купе­чество при ограничении иноземцев.





Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz