Меню сайта
|
Патриарх Филарет ч. 9Именно поэтому, несмотря на главенство патриарха,
правительство Филарета проводило политику ограничения церкви в интересах
дворян и купечества. Не все мероприятия Ф.Н. Романова нашли свое продолжение
после его смерти 1 октября 1633
г. Прежде всего это коснулось патриаршей области. В
течение 1634 г.
подавляющее большинство патриарших стольников получили чины государева двора и
были расписаны в государевы стольники, стряпчие, дворяне и жильцы. В первую очередь
это затронуло тех 150 человек, кто служил под Смоленском по указу государя от 3
сентября 1633 г. Новому патриарху не была подтверждена несудимая грамота
на патриаршую область 1625 г.
Изменилось и значение патриарших приказов. Если ранее в патриаршем Разряде был
государев боярин А.В.Хилков, то теперь остается лишь патриарший боярин С.В. Колтовский,
а А.В.Хилков упоминается как глава Сыскного, Ямского и Московского судного
приказов. Два бывших дьяка патриаршего Разряда встречаются в
Дворцовых разрядах в 1638 г.:
Федор Рагозин — дворянин, Таврило Левонтьев — посол в Польшу. На их место в 1634 г. из патриаршего
казенного приказа был переведен только один дьяк — Артемий Хватов. Эти
перестановки и сокращение числа бояр и дьяков в приказе были напрямую связаны
с ограничением его компетенции после смерти Филарета. В патриаршем Дворце упраздняется должность дворецкого
и остается один дьяк — Максим Богданов, а с 1644 г. глава Судного
приказа возглавляет и Дворцовый. В Казенном приказе остается один дьяк — Иван
Соболев. Место второго дьяка занимает духовное лицо — старец Даниил Соловецкий,
ведавший келейной казной. Впоследствии старцы меняются через два года. Не
встречаются больше патриаршие бояре и дьяки и в перечне государственных лиц,
сидевших в различных приказах, как это было вплоть до 1632 г. включительно
согласно Дворцовым разрядным книгам. Все это дает возможность говорить о резком падении
государственного значения патриаршего двора и, как следствие этого, о
сокращении количества светских чиновников в церковных учреждениях. Правительство Михаила Федоровича отказалось от политики
вовлечения церковных структур в общую систему государственного управления и
вернулось к прежнему курсу ограничения компетенции духовных иерархов, в том
числе и патриарха. Это нашло отклик у архиереев, недовольных новшествами
Филарета и его слишком активной прогосударственной позицией, — их устраивало
окружение из духовных лиц и замкнутость корпоративного духовного сословия. Но объективно исключительное положение Филарета как
второго великого государя повлияло на амбиции части духовенства и впоследствии
дало возможность патриарху Никону претендовать на подобную роль при Алексее
Михайловиче. Еще при Филарете Никитиче возникло дело «О непригожих
речах и неправых действиях Новгородского митрополита Киприана» (1627—1633),
первого Сибирского и Тобольского архиепископа, а с 1625 по 1627 г. — митрополита Крутицкого,
по письму митрополичьего дворцового и казенного дьяка Гаврила Афанасьева. Дьяк доносил, что митрополит нарушает указ Михаила
Федоровича 1631 г.
о запрещении ему «судить и управу чинить», не служит молебны за победу над Польшей
согласно указа 1632 г.,
к воеводе шлет челобитные не от себя, а от стряпчего своего, требует называть
себя государь-митрополит, без государева указа «дворян и всяких людей бьет батогами
и на цепь сажает». 30 апреля 1633
г. велено было произвести расследование, но результаты
его неизвестны. Возможно, оно было прекращено со смертью Филарета. Во
всяком случае, именно митрополит Киприан ставил Иоасафа на патриаршество 6
февраля 1634 г.
Правда, весной 1634 г.
был сослан, а затем и лишен сана другой ставленник Филарета — архиепископ
Суздальский Иосиф Киянин. Вероятно, правительство не могло требовать смещения
сразу двух высших иерархов, однако есть сведения, что митрополит Киприан все же
оставил митрополию в конце 1634
г. и умер в 1635 г., не являясь миторополитом. Даже последнее деяние Филарета — назначение преемника
не закрепилось в Русской церкви. Согласно Хронографу архиепископа Пахомия,
«Иосаф, архиепископ Псковский и Великих Лук поставлен был по изволению Михаила
Федоровича и благословению Филарета. Был он дворовый сын боярский, во нравах и житие
добродетелен, а ко царю не дерзновенен». Но уже следующий патриарх — Иосиф, из
архимандритов Симонова монастыря, был избран Освященным собором 21 марта 1643 г. по жребию согласно
традиции, а не царским изволением. Более жесткой становится политика, проводимая по отношению
к протестантам. Только в 1642
г. они вернули право молиться, «как прежде при Филарете
было». Это связано прежде всего с отходом от внешнеполитического курса Филарета
Никитича на создание коалиции с протестантскими государствами против Польши.
Так, если с 1627 г.
Дании ежегодно подтверждается право закупки хлеба в России, то в марте 1634 г. наряду с известием о
кончине патриарха королю отправлен отказ в покупке хлеба на новый год. Отпустили
домой и нанятых для войны с Польшей иноземных ратных людей.
|
|