Меню сайта
|
Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон ч. 2Пример скитской трудовой жизни в рамках разумного аскетизма,
заложенный Нилом Сорским и его последователями, не угас полностью после победы
иосифлян и провозглашения союза между церковью и государством, что в конечном
счете привело к превращению церкви в крупнейшего корпоративного владельца земли
и зависимых крестьян. Последователи «скитотерпца Сорского» ушли на окраины
страны и в заброшенные монастыри, одним из которых и был Макарьев Желтоводский
монастырь. Идеи разумного аскетизма и нравственного совершенствования в этом
монастыре проповедовал старец Аннаний, и через его школу в разное время прошли
Никон, Иван Неронов, Аввакум Петров, Павел Коломенский и другие
земляки-нижегородцы — будущие деятели раскола. Все они вошли в кружок
«ревнителей древ-лего благочестия», признанным руководителем которого стал
позднее выходец из нижегородского уезда, духовник царя Алексея Михайловича —
Стефан Вонифатьев. Старец Аннаний жил, по-видимому, вне монастыря, и
клирошане часто посещали его во время своих прогулок. Во время одной из таких
экспедиций Никита услышал от «некоего татарина-гадателя» предсказание будущей
судьбы: крестьянский мальчик должен был, по мнению вещуна, «ходить с опаской»,
так как он станет в свое время «великим государем». Можно расценить данный
эпизод как попытку Никона и его бытописателя оградить себя от обвинений в
присвоении титула, равного царскому достоинству, если бы не имелись другие
доказательства необычайных способностей этого человека. Никита готовился
принять иноческий чин, но смерть отца перевернула его планы. Он возвращается в
семью, в двадцать лет женится и становится священником в одной из ближайших
деревень. Молодого священника заметили московские купцы, направлявшиеся на
недавно открытую Макарьевскую ярмарку, и пригласили его в Москву. Время,
проведенное в столице с 1626 по 1636
г., не оставило в памяти провинциального служителя
церкви заметного следа, кроме рождения троих детей. Патриарх Никон В это десятилетие в царской семье произошли события,
определенно повлиявшие на ход политического развития страны. В 1613 г. на русский престол
был избран Михаил Федорович Романов, но не династия Романовых. В неоднократно
редактировавшейся Утвержденной грамоте об избрании на престол Михаила
Федоровича за 1614 г.
говорится, что присяга на верность приносилась молодому царю и будущей царице
и их детям, «которых им, государям, Бог даст». Сложившаяся практика избрания и
утверждения царей на Земских соборах дополнилась со времени В.Шуйского «ограничительной
записью или присягой», которую брали бояре с претендента на престол. Имеется
несколько свидетельств с получении такой «записи» с Михаила Федоровича. Об этом
писал Г.Котошихин, Который период с 1584 по 1645 г. назы вал
избирательным, а в записках Ф.Страленберга, И.Фоккеродта и В.Н.Татищева говорится
о существовании ограничительной записи, взятой с Михаила боярами. В связи с этим особое звучание приобретает история с
интригами вокруг бракосочетаний Михаила Федоровича. Салтыковы, родственники
царя по материнской линии, расстроили в 1616 г. его брак с Марией Хлоповой, опоив ее
«какой-то водкой из аптеки», что привело к болезни и ссылке невесты вместе с
родственниками. В 1621 г.
и через два года неудачно закончились попытки патриарха Филарета женить своего
царственного сына на иностранных принцессах. Загадочная смерть царицы Марии
Долгорукой в первый же брачный год заставила принять меры предосторожности по
отношению к бракосочетанию с Евдокией Лукьяновной Стрешневой: она была объявлена
невестой за один день до свадьбы. Все это говорит о ревностном отношении боярских группировок
к вопросу о продолжении династии Романовых и возможном усилении ее за счет
родства с аристократией, что затрудняло вопрос об участии боярства в управлении
страной. Не сумев расстроить бракосочетание Михаила Федоровича, перешли к
распространению слухов о неспособности царя произвести на свет наследника
престола: у царицы родились две девочки. Слухи эти исходили из авторитетных
кругов боярства и высших чинов церкви, что лишний раз указывало на тех, кто не
желал «целовать крест детям, которых им, государям, Бог даст». Ведь вопрос о наследовании
престола по женской линии даже не мыслился в России в это время. Если Годунов
боролся св своими знатными противниками, запрещая им жениться, то соперники
Романовых, не сумев сорвать заключение брака, прибегали к тактике воздействия
на общественное мнение путем распространения слухов, порочащих государя. Это
было возможно только в условиях понимания избирательного характера царской
власти и признания за «Землей» силы общественного и политического воздействия,
выраженного в принципе «всенародного одобрения». В противовес интригам дворцового окружения Михаил
Федорович решил прибегнуть к авторитету религиозных подвижников и обратился к
старцу Анзерского скита на Соловецких островах — Елизарию. Елизарий продолжил
традиции, заложенные еще Нилом Сорским, и основал скит на безлюдном острове,
где прославился своим аскетическим образом жизни и даром предсказания судьбы.
В 1628 г.
он был вызван в Москву к царю Федору Михайловичу и после встречи с супругами
предсказал рождение наследника престола. Царь одарил Елизария подарками, но
придержал провидца до исполнения предсказания. В 1629 г. на свет появился
Алексей Михайлович — долгожданный ребенок, крестным отцом которого стал старец
Елизарий, впоследствии духовный наставник Никиты Минина, в монашестве Никона.
Так судьбе было угодно в лице религиозного подвижника духовно соединить двух
«собинных друга и великих государей», еще не знакомых между собой. Первые три года своей жизни царевич Алексей провел на
женской половине среди «мамок» и «нянек», а затем по распоряжению деда,
патриарха Филарета, к нему приставили для воспитания «дядьку» Б.И.Морозова.
Выбор Филарета был не случаен: бояре Морозовы, Борис и Глеб, начали свою политическую
карьеру с воцарением Михаила Романова как землевладельцы средней руки и своими
огромными земельными владениями были обязаны царским пожалованиям. В 20-е годы
у Морозова было 34 деревни, 151 двор крестьян и бобылей и 233 человека
мужского населения. К концу своей жизни он имел громадные владения, которые
несколько сократились после его смерти. Так, по приходно-расходным книгам,
хозяйству Морозова через год после его смерти в 1662 г. принадлежало 7880
крестьянских дворов (не считая Московского уезда). Братья Морозовы
прославились не только как крупнейшие феодальные землевладельцы, но и как
первые предприниматели, активно торговавшие хлебом, поташом, солью и рыбой. Их
имения в Лысковской, Мурашовской волостях Нижегородского уезда, а также села в
Звенигородском уезде становятся центрами мелкотоварного производства, а крестьяне
этих сел (впоследствии — городов) занимаются торговлей, получая тысячные ссуды
от Морозова. Но в первую очередь патриарх Филарет руководствовался, выбирая
Б.И. Морозова в наставники царевичу Алексею, умом и образованностью боярина. К
этому времени уже четко обозначилась грекофильская ориентация Филарета и вместе
с тем усилилась антикатолическая направленность в государственной и
религиозной политике. В своем неприятии католицизма он доходил до крайностей,
требуя даже перекрещения бежавших из Речи Посполитой православных
«белорусцев». Патриарх твердо держал в руках бразды государственного правления
и понимал необходимость укрепления армии и экономики страны, как понимал и то,
что без привлечения иностранных специалистов сделать это будет трудно. Исходя
из этого, он проводил линию развития дружественных отношений с протестантскими
странами и приглашал специалистов-протестантов .
|
|