Меню сайта
|
Димитрий I ч. 3Названый царевич понял, что в этом состоит его сила,
представлялся, что поддается их увещаниям и, как рассказывают иезуиты, принял
св. причастие из рук папского нунция Рангони, был помазан от него миром и
обещал ввести римско-католическую веру в Московском государстве, когда получит
престол. Король Сигизмунд допустил его к себе, объявил, что верит ему, назначил
на его нужды 40 000 золотых в год и позволил ему пользоваться помощью и советом
поляков.
Тогда с Димитрия взяли условие, что, по восшествии на
престол, он должен возвратить польской короне Смоленск и северскую землю,
дозволить сооружать в своем королевстве костелы, ввести иезуитов, помогать
Сигизмунду в приобретении шведской короны и содействовать на будущее время
соединению Московского государства с Польшей.
Сам Мнишек взял с него условие, по восшествии на
престол, непременно жениться на Марине, заплатить долги Мнишка, дать ему
пособие на поездку в Москву, записать своей жене Новгород и Псков, с правом
раздавать там своим служилым людям поместья и строить костелы, наконец самому
Мнишку дать в удельное владение Смоленск и северскую землю: Димитрий обещал
разом эти земли и польской короне и Мнишку, в надежде, как оказалось
впоследствии, не дать их ни тому, ни другому.
Сигизмунду и его друзьям иезуитам хотелось гласно
объявить себя за Димитрия, но многие польские паны тогда же воспротивились
этому. Ян Замойский, враг иезуитских козней, резко называл опасным и бесчестным
делом всякое содействие претенденту и открыто именовал названого Димитрия обманщиком.
Король должен был ограничиться только тем, что тайно побуждал своих подданных
помогать Димитрию и сложил временно с Мнишка платеж денег, следовавших с
самборских королевских имений, для того, чтобы Мнишек мог обратить эту сумму на
помощь московскому царевичу.
Возвратясь к сендомирскому воеводе, Димитрий написал
письмо папе, но так ловко, что в нем не было ни явного принятия католичества,
ни положительного обещания за свой народ: все ограничивалось двусмысленными
изъявлениями расположения. Таким образом, если католики могли толковать его
слова в свою пользу, то Димитрий оставлял себе возможность толковать их в
смысле терпимости римско-католического исповедания зауряд с другими исповеданиями
в своем государстве.
Тогда он написал грамоты московскому народу и казакам.
Все, что было в южной Руси буйного, удалого, отозвалось дружелюбно на воззвания
названого московского царевича. Когда у него набралось до 3000 охочего войска и
до 2000 запорожцев, он двинулся к московским пределам; а между тем силы его
увеличивались с каждым днем.
В октябре сдались ему Моравск и Чернигов. Везде жители
берегов Десны и ее притоков выходили к нему с хлебом-солью, и способные к
оружию приставали к нему как к законному государю. 11 ноября 1604 года Димитрий
подступил к Новгороду-Северску, но воевода Басманов, расторопный и храбрый,
умел держать в повиновении подчиненных, заранее сжег посад, чтобы не дать неприятелю
утвердиться в нем в ненастное время, и несколько раз так отразил все нападения
Димитрия, что поляки, бывшие с ним, начали уходить от него.
|
|