Меню сайта
|
Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон ч. 11Не случайно именно в Макарьевском Желтоводском монастыре
проповедует старец Аннаний идеи о мессианской роли России и православия,
утверждает аскетический образ жизни, бичуя пороки богатых светских и духовных
феодалов. Именно из Нижнего Новгорода выходит коллективная челобитная с
требованием об искоренении пороков церковной жизни. По всей вероятности, здесь
будущие боголюбцы приобщились к чтению трудов отцов христианства, а Иоанн
Златоуст стал примером для подвижнической жизни реформаторов церкви.
Объективно проповедь аскетической жизни, осуждение языческих обрядов и игрищ,
пороков мирян, монахов и священников соответствовали устремлениям нарождавшейся
буржуазии в городе и деревне в период накопления богатств. Эти ростки новых
отношений наталкивались на мощное сопротивление светских и духовных феодалов,
создавали напряженную обстановку в стране. Настроения раздвоенности,
приближающейся катастрофы заставляли наиболее образованную часть общества,
каковыми и были нижегородские «боголюбцы», идеологически обосновать
программу выхода из кризиса. В поисках ответа на злободневные вопросы
современности они обратились, как это и свойственно обыденному сознанию, к
прошлому страны и христианству. Эсхатологические настроения преодолеваются и
выдвигается идея коллективного спасения через «оцерковление» общества и
строительства «Града небесного» на земле. Гарантом его построения в России было
убеждение в избранном предназначении русского православия и царя как наследника
византийских императоров. Программу «оцерковления» жизни общества боголюбцы
восприняли из Византии эпохи ранней патристики. В литературе неоднократно отмечалась особая любовь
реформаторов церкви к трудам и деятельности Иоанна Златоуста. Эта
приверженность к личности Златоуста объясняется не только тем, что он был
основоположником нравственно-эстетического направления в христианстве, но и
представлениями боголюбцев о сходности условий и задач, решаемых ими и
Златоустом. Иоанн Златоуст жил в период становления христианства как
ортодоксальной государственной религии, когда в борьбе с арианством
утверждается догматика, формируется структура соборной церкви и монашеского общежития.
Это оцерковление византийского общества проходило в напряженной борьбе с
язычеством и античной культурой. Особое место в деле христианизации отводилось
монашеству и монастырям, которых Златоуст рассматривал как форпосты религии и
пример для подражания в соблюдении нравственных идеалов. При этом он был
противником усилившегося роста монастырей в городах, понимая что монашество
не способно стать идеалом жизни для городского населения. Он разрабатывает тему
«монастыря в душе», когда каждый может создать свой «внутренний» монастырь, не
нуждаясь в настоящем. Жизнь «по Христу» из сферы внешнего почитания и
благочиния, согласно с этим принципом, должна стать внутренней потребностью человека.
Златоуст ставил священника выше монаха, так как священник нес в мир свет
христианского учения, «апостольского служения», что было особо актуально в период
утверждения христианства в Римской империи. Эти мысли были созвучны боголюбцам,
смотревшим на себя как на «апостольских посланников», ведущих непримиримую
борьбу с рецидивами язычества и разложением клира. Требования к священнику,
изложенные Златоустом в трактате «О священстве», стали руководящим принципом
деятельности боголюбцев. В основу деятельности пастыря Златоуст ставит работу
на массовую аудиторию, а основным инструментом в борьбе за умонастроение и
чувства паствы выдвигает проповедь. К проповеди он подходил не как к «дару
Божьему», а как к результату высокой подготовки священника, осознанно выбирающего
тему и приемы риторического обращения к массам. Прекрасный оратор, он не
ограничивался проповедью в храмах и охотно выступал с зажигательными речами в
любом месте, где находил слушателей. Введение боголюбцами института проповеди
в соответствии с требованиями к ней Златоуста ставило задачу подготовки
образованного церковного клира и издания соответствующей религиозной литературы.
Для постановки образования и издания книг в Москву в 1649 г. были приглашены
украинские богословы и среди них Епифаний Славинецкий, который и приступил к созданию
«пособия пастырских речей». Другим требованием Златоуста к служителям клира было
«изживание мирских привычек и традиций» в период складывания сословия
церковников. Такую же задачу ставили перед собой «ревнители веры» по отношению
к русским священникам, о степени обмирщения которых можно судить уже по факту
избиения Аввакума за его обличения юрьевских попов в прелюбодеянии. Находит самое горячее понимание у боголюбцев и осуждение
Златоустом языческих представлений как пустого времяпрепровождения,
отвлекающего верующего от самосовершенствования и труда. Проблемы соотношения
труда и богатства, семьи и государства, воспитания и образования в трудах
Златоуста были обусловлены острыми конфликтами общества в период перехода от
рабовладельческого строя к феодальному в IV в. н.э. Стремление сгладить
социальные противоречия в обществе приняло охранительные формы в виде осуждения
излишеств богачей и частичного перераспределения богатств за счет милосердия
как самой церкви, так и отдельных граждан. Осуждая корыстолюбие и жадность, Златоуст выражал
интересы среднего слоя городского населения, негативно относившегося и к
бедности, и к тунеядству. «Сегодня богат, завтра беден... богатство — это
беглец неблагодарный — и при этом я не осуждаю тех, кто имеет дома, поля,
деньги, рабов, я не противник богатых, напротив, я стою за богатых», — писал
Златоуст. При этом он исходил из понимания того, что в каждом богатстве есть
доля имущества бедных и долг каждого богача «наслаждаться довольством, а остальное,
что будет излишним... обрати на удовлетворение нужд других». Отсюда вытекает
одна из важнейших задач церкви — проповедь и творение милостыни и милосердия
богатых по отношению к бедным. Понимая ограниченность подобных мер, он предлагает
средство борьбы с бедностью путем создания и укрепления семьи — этой основы
общества и государства. Он выступает за ранние браки как надежное средство
предотвращения распущенности и условие «спасения от бедности». Создание семьи
как трудовой и нравственной ячейки общества разрешает проблему пауперизации
полисной системы в Византии способствует трудовой активности и становлению
собственности. Особое внимание отводилось христианскому воспитанию в семье на
примере аскетической жизни монахов. Труд воздержание — основа благополучия семьи
и общества и будущего спасения человека.
|
|