Меню сайта
|
Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон ч. 12Социальная направленность учения Иоанна Златоуста по
христианизации общества была воспринята провинциальными боголюбцами и
определила программу их деятельности в России в период начавшегося перехода от
феодализма к капитализму. Секуляризационные процессы в обществе пугали их,
приводили к идеализации старых порядков, но в то же время побуждали к поиску
всеобъемлющей концепции развития в новых условиях. Историософская мысль и
социальная направленность русского православия определила максимализм
программы выхода из кризиса не за счет частичных реформ, а путем построения
нового общества на принципах христианской морали. И в этом деле труды и
деятельность Иоанна Златоуста в наибольшей степени отвечали религиозным и
социальным устремлениям провинциальных боголюбцев, для которых, как и для
Златоуста, «социальный идеал был прежде всего нравственным идеалом». «И это
был, прежде всего, идеал равенства», — замечает Г.В.Флоровский. Равенства всех
перед Богом, который «дарует» собственность взаимообразно, а собственным у
человека может быть только его «доброе дело»: наивысшим проявлением «дела»
является любовь к Богу и ближнему своему. «Если наши блага принадлежат общему
Владыке, — пишет Златоуст, — то они в равной степени составляют достояние и
наших сорабов: что принадлежит Владыке, то принадлежит вообще всем». Источник
неравенства Златоуст видел в человеческой воле и свободе, воле к собственности.
«От свободной воли человека зависит, как распоряжаться данными ему дарами, — в
этом распоряжении, по Златоусту, существо вопроса», — подчеркивает
Г.В.Флоровский. Преодоление противоречия между признанием «скорее общего, чем
отдельного владения вещами» как «более согласного с самой природой» и
естественностью стремления человека к собственности он видит в любви, так как
«любовь не ищет своего». Так нравственное воспитание человечества становится панацеей
от социальных потрясений, средством для достижения равенства на земле. Боголюбцы
восприняли эту идею и сделали ее основным принципом в борьбе за спасение
современного общества от обмирщения и социальной розни. У Златоуста они взяли на вооружение и тезис о строительстве
«Града Божьего» в качестве идеального примера по спасению общества. Златоуст
впервые разработал теорию взаимодействия светских и духовных властей. Ему
приходилось руководить Константинопольской епархией в период, когда еще сильны
были традиции Римской империи, рассматривавшей язычество и культ в качестве
инструмента государственной власти. Христианская церковь оформилась как независимая
организация со своим управлением, законом и судом в период гонений на христиан.
Превращение церкви и христианства в государственную религию угрожало перспективой
подчинения ее государству. Златоуст выдвигает идею «симфонии властей» на основе
разделения и взаимодействия двух властей — земной и духовной, «каждой в своей
сфере». В трактате «О священстве» Златоуст заявлял о превосходстве
«священства» над «царством», исходя из сложившегося в христианстве догмата —
примата духовного над земным, вечного существования первого и преходящего —
второго. Только после городских восстаний, потрясших империю, Златоуст внес
коррективы в теорию взаимодействия властей, разграничив сферы деятельности
каждой власти. За государственной властью, созданной Богом, остаются все
гражданские дела; главнейшая функция ее — быть гарантом общественного
спокойствия, «чтобы мы не пожирали друг друга». За церковью сохранялись все
вопросы духовной жизни и нравственности, и особо подчеркивалась роль церкви
как «социального миротворца». Эти идеи Златоуста были неоднозначно восприняты
боголюбцами, как придворными, так и провинциальными. Расхождения, в основном,
связаны были с определением значения царской власти в программе «оцерковления»
общества и его роли в Православном царстве. Для Неронова, Аввакума и других
провинциальных боголюбцев, опиравшихся на иосифлянскую доктрину «божественного
происхождения царской власти», самодержец являлся гарантом чистоты православия
и ведущей фигурой православного царства. Никон и значительная часть церковных
иерархов из той же иосифлянской концепции выделяли положение о превосходстве
священства и возможности сопротивления неправедным действиям царя по отношению
к гражданам и, особенно, церкви. Идею «симфонии властей» они расширили за счет
привлечения памятников церковного и гражданского законодательства Византии.
Инициатива в этом исходила от придворных боголюбцев, рассматривавших греческую
культуру и Византию как образец для государственного устройства России.
«Кормчая», «Градцкие законы греческих царей» и, прежде всего, 6-я новелла
императора Юстиниана вносили новые идеи в теорию «симфонии властей», В
указанной новелле Юстиниана дается наиболее полное определение взаимоотношений
между церковью и государством: «Всевышняя благость вручила людям два
величайших дара: священство и царство. Из них первое служит божественному;
второе заботится о человеческом, но оба происходят от одного начала и украшают
человеческую жизнь; поэтому для царей нет более важной заботы, как достоинство
священников, которые, со своей стороны, возносят за царей молитвы к Богу».
«Царство» не вмешивается в сферу действия церкви, но при этом в обязанность
царей вводится требование заботиться о догматах, достоинстве священников и
соблюдении священных канонов, о чем говорится в другой новелле. В начале XX в. Н.Вальденберг впервые сделал вывод о
тенденции «подчинения государства церковным канонам». Современные исследователи
Византии эпохи Юстиниана отошли от представления о цезаропапизме как ведущей линии
взаимоотношений церкви и государства. Но вместе с тем нельзя сбрасывать со
счетов затепленный в новеллах принцип заботы императорской власти о священстве
и соблюдении канонов, что давало ей возможность выступать в роли блюстителя
чистоты православной веры, «учителя веры»: по Юстиниану, разрешать спорные
вопросы внутри церкви и, в конечном счете, присваивать себе святительские
права. Это равновесие двух властей и в эпоху Юстиниана, и в
период правления Алексея Михайловича обязано своим происхождением
государственной власти, озабоченной сложным положением церкви, ослаблением ее
влияния среди населения. Укрепление положения, независимости и самостоятельности
церкви вызвано было политическими расчетами царской власти и всего
господствующего класса. По мере решения поставленных задач и стабилизации
обстановки в стране изменялась и стратегическая линия взаимоотношений между
светской и духовной властью. На первом этапе реформ, с 1645 по 1648 г., главное внимание
уделялось социально-экономическим мероприятиям по укреплению финансов,
разрешению социальных противоречий внутри сословий и между ними. Эта политика
правительства Б.И.Морозова не привела к стабилизации общества, но еще больше
накалила обстановку из-за непоследовательности его действий. Одновременно
«придворные боголюбцы» собирают под знамена очищения церкви от пороков
«ревнителей истинной веры» из провинции и разрабатывают программу церковных
реформ. Основные положения реформы включали задачу оцерковления жизни общества,
реорганизации церковной службы и очищения обряда, налаживания школьного
образования и издания религиозной литературы, выработку новой историософской
доктрины развития страны.
|
|