Меню сайта
|
Димитрий I ч. 6 «Что
делать, — говорили русские, — он был долго на чужой земле». Въехавши
в Кремль, Димитрий молился сначала в Успенском соборе, а потом в Архангельском,
где, припавши к гробу Грозного, так плакал, что никто не мог допустить сомнения
в том, что это не истинный сын Ивана. Строгим ревнителям православного
благочестия тогда же не совсем понравилось то, что вслед за Димитрием входили в
церковь иноземцы.
Вступивши во дворец, Димитрий принимал поздравления с
новосельем; а Богдан Бельский вошел на лобное место, снял с себя образ, на
котором был крест и изображение Николая Чудотворца, и сказал: «Православные!
Благодарите Бога за спасение нашего солнышка, государя царя, Димитрия
Ивановича. Как бы вас лихие люди не смущали, ничему не верьте. Это истинный сын
царя Ивана Васильевича. В уверение я целую перед вами Животворящий Крест и Св.
Николу Чудотворца». Народ отвечал громкими восклицаниями: «Боже, сохрани царя
нашего, Димитрия Ивановича! Подай ему, Господи, здравия и долгоденственного
жития. Покори под ноги его супостатов, которые не верят ему». Московские
колокола без умолку гремели целый день так сильно, что иезуиты, приехавшие с
Димитрием, думали, что оглохнут. Иноземцев особенно поражал огромный колокол в
55 футов шириной и 15 вышиной.
Первым делом нового царя было послать за матерью,
инокинею Марфой: выбран был князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский, которого
Димитрий наименовал мечником. Царь отложил свое царское венчание до приезда
матери.
Едва только прошло несколько дней после приезда Димитрия
в столицу, как Басманов, вошедший в милость нового царя, поймал купца Федора
Конева и несколько торговых людей, которые показали, чтo князь Василий Шуйский
давал им наставление вооружить против царя народ, указать на то, что царь
дозволяет некрещеным иноземцам входить в церковь, что он подослан Сигизмундом и
польскими панами, что царь не Димитрий, а Гришка Отрепьев, что он хочет
разорить церкви, искоренить веру.
Такие возбуждения приходились тогда отчасти кстати,
потому что поляки, пришедшие с Димитрием, вели себя нагло, особенно в обращении
с женщинами. Царь отстранил себя от дела, касавшегося его чести и престола, и
отдал Шуйского с братьями суду, составленному из лиц всех сословий. Ход этого суда
нам неизвестен; но суд приговорил Василия Шуйского к смерти, а братьев его к
ссылке. Когда осужденного привели к плахе на Красную площадь, прискакавший из
Кремля вестовой остановил казнь и объявил, что государь, не желая проливать
крови даже важных преступников, заменяет смертную казнь Василия Шуйского ссылкою
в Вятку.
Народ был в восторге от такого великодушия.
Современники рассказывают, что Димитрий показывал народу в Москве настоящего
Гришку Отрепьева, о котором впоследствии объясняли, что это был не настоящий, а
подставной Отрепьев. Димитрий не преследовал вообще тех, которые сомневались в
его подлинности. Астраханский владыка Феодосий упорно держался Годунова и
усердно проклинал Гришку Отрепьева, пока наконец народ изругал его и отправил к
воцарившемуся Димитрию. «За что ты, — спросил его царь, — прироженного
своего царя называешь Гришкой Отрепьевым?» Владыка отвечал: «Нам ведомо только
то, что ты теперь царствуешь, а Бог тебя знает, кто ты такой и как тебя зовут».
Димитрий не сделал ему ничего дурного.
|
|