Меню сайта
|
Борис Годунов ч. 2Семена этого порока существовали издавна, но были в
громадном размере воспитаны и развиты эпохой царствования Грозного, который сам
был олицетворенная ложь. Создавши Опричнину, Иван вооружил русских людей одних
против других, указал им путь искать милостей или спасения в гибели своих
ближних, казнями за явно вымышленные преступления приучил к ложным доносам и,
совершая для одной потехи бесчеловечные злодеяния, воспитал в окружающей его
среде бессердечие и жестокость.
Исчезло уважение к правде и нравственности, после того
как царь, который, по народному идеалу, должен быть блюстителем и того и
другого, устраивал в виду своих подданных такие зрелища, как травля невинных
людей медведями или всенародные истязания обнаженных девушек, и в то же время
соблюдал самые строгие правила монашествующего благочестия. В минуты собственной
опасности всякий человек естественно думает только о себе; но когда такие
минуты для русских продолжались целыми десятилетиями, понятно, что должно было
вырасти поколение своекорыстных и жестокосердых себялюбцев, у которых все
помыслы, все стремления клонились только к собственной охране, поколение, для
которого, при наружном соблюдении обычных форм благочестия, законности и
нравственности, не оставалось никакой внутренней правды.
Кто был умнее других, тот должен был сделаться
образцом лживости; то была эпоха, когда ум, закованный исключительно в узкие
рамки своекорыстных побуждений, присущих всей современной жизненной среде, мог
проявить свою деятельность только в искусстве посредством обмана доститагь
личных целей. Тяжелые болезни людских обществ, подобно физическим болезням, излечиваются
не скоро, особенно когда дальнейшие условия жизни способствуют не прекращению,
а продолжению болезненного состояния; только этим объясняются тe ужасные
явления смутного времени, которые, можно сказать, были выступлением наружу
испорченных соков, накопившихся в страшную эпоху Ивановых мучительств.
Замечательно, что лживость, составляющая черту века,
отразилась сильно и в современных русских источниках той эпохи до того, что,
руководствуясь ими и доверяя им, легко можно впасть в заблуждения и
неправильные выводы; к счастью, явные противоречия и несообразности, в которые
они впадают, обличают их неверности.
Непрочность престолонаследия чувствовалась народом.
Русские знали, что из двух сыновей царя Ивана старший был неспособен к
самобытному царствованию, а меньшой был еще младенец: кого бы из них ни провозгласили
царем — все равно; на деле власть должна была бы находиться в иных, а не в царских
руках. Эта мысль охватила московский народ, как только разнеслась по столице
весть, что царь Иван скончался. Сделалось волнение. Богдан Бельский, которому
Иван поручил Димитрия в опеку, был негласным виновником этого волнения в пользу
Димитрия. Как оно происходило, не знаем, но кончилось оно на тот раз тем, что
бояре в ночь после смерти царя Ивана приказали отправить малолетнего Димитрия с
матерью и ее родственников, Нагих, в Углич; разом с их отсылкою схвачено было
несколько лиц, которым покойный государь перед своею кончиною оказывал милости:
некоторых разослали по разным городам, в заточение, других заперли в тюрьму,
отобрали у них поместья и вотчины, разорили их дома.
Имена их неизвестны, но эти люди были, вероятно,
сторонниками Димитрия, покушавшиеся провозгласить его царем. Вся власть
находилась тогда в руках дяди Федора Ивановича — Никиты Романова, шурина Бориса
Годунова, и двух князей: Ивана Мстиславского и Петра Шуйского. Первые два
естественно стояли за Федора как его близкие свойственники; два последние также
не находили для себя выгодным пристать на сторону Димитрия, так как в то время,
в случае успеха, властвовали бы не они, а Нагие и Богдан Бельский.
На самого Богдана Бельского в то время не решались
наложить рук. Быть может, он ловко умел остаться в стороне во время расправы,
хотя прежде заправлял делом, за которое другие отвечали. Но прошло несколько
дней: Богдан Бельский был схвачен и сослан в Нижний Новгород. Это произошло
после смуты, о которой сохранились противоречивые известия. Иностранцы говорят,
что между Бельским и боярами произошло открытое междоусобие; Бельский со своими
сторонниками был осажден в Кремле и вынужден был сдаться.
|
|