Меню сайта
|
Димитрий I ч. 8Вопреки обычаям прежних царей, которые после сытных
обедов укладывались спать, Димитрий, пообедавши, ходил пешком по городу,
заходил в разные мастерские, толковал с мастерами, говорил со встречными на
улицах. Прежние цари, когда садились на лошадь, то им подставляли скамьи,
подсаживали под руки, а Димитрию подведут ретивого коня: он быстро схватит
одной рукой за повод, другой за седло, вмиг вскочит на него и заставит идти по
своей воле.
Никто лучше Димитрия не ездил верхом. Любил он охоту,
но не так, как прежние цари. Прежде бывало наловят медведей, держат в
подгородных селах, а когда царю будет угодно, то подданные потешали его борьбой
с лютыми зверьми, нередко жертвуя собственной жизнью. Димитрий, напротив, лично
ходил на медведей и удивлял подданных своей ловкостью. Он более всего любил
беседовать со своими боярами о том, что нужно дать народу образование, убеждал
их путешествовать по Европе, посылать детей для образования за границу,
заохочивал их к чтению и приобретению сведений.
Сам Димитрий хорошо знал Св. Писание и любил приводить
из него места, но не терпел исключительности. «У нас, — говорил он
духовным и мирянам, — только одни обряды, а смысл их укрыт. Вы поставляете
благочестие только в том, что сохраняете посты, поклоняетесь мощам, почитаете
иконы, а никакого понятия не имеете о существе веры, — вы называете себя
новым Израилем, считаете себя самым праведным народом в мире, а живете совсем
не по-христиански, мало любите друг друга; мало расположены делать добро. Зачем
вы презираете иноверцев? Что же такое латинская, лютерская вера? Все такие же
христианские, как и греческая. И они в Христа веруют».
Когда ему заговорили о семи соборах и о неизменяемости
их постановлений, он на это сказал: «Если было семь соборов, но отчего же не
может быть и восьмого, и десятого и более? Пусть всякий верит по своей совести.
Я хочу, чтоб в моем государстве все отправляли богослужение по своему обряду».
Димитрий не любил монахов, называл их тунеядцами и
лицемерами, приказал сделать опись всем монастырским имениям и заранее заявлял,
что хочет оставить им необходимое на содержание, а все прочее отберет в казну.
По этому поводу он говорил: пусть богатства их пойдут на защиту св. веры и православных
христиан.
Наслушавшись позже толков о всеобщем христианском
ополчении против турок, о котором во всей Европе говорили, не приступая к делу,
Димитрий хотел привести эту мысль в исполнение, тем более, что русских она
касалось ближе, чем других народов, во-первых, по духовному родству с
порабощенными греками, а во-вторых, по соседству с крымским хищническим
гнездом, от которого московская Русь находилась постоянно в страхе и в
бедственном положении: ее лучшие земли оставались малонаселенными, ее жители
постоянно уводились в плен; их приходилось выкупать дорогой ценой; пока
существовало такое соседство, русский народ должен был оставаться в бедности и
всякое стремление к его улучшениям встречало с этой стороны препятствие и замедление.
|
|