Меню сайта
|
Адашев и Сильвестр ч. 6Политическая борьба и в прошлом часто велась «под
ковром», поэтому понимание истинного расклада сил всегда затруднено этим
обстоятельством. Так, в Стоглавом соборе появляется указание: «Писати
иконописцем иконы с древних преводов, како греческие иконописцы писати и как
писал Ондрей Рублев и прочие пресловущие иконописцы, и подписывати Святая
Троица, а от своего замышления ничто-же предтворяти». У Сильвестра, как
сказано, была иконописная мастерская. Более того, после пожара 1547 г. именно ему
поручалось восстановить росписи в кремлевских соборах. И судя по описаниям XVII
в., в частности Симона Ушакова, содержание росписей существенно отличались от
традиционных и по тематике, и по манере исполнения. Поскольку объем работ предстоял огромный, Сильвестр
набрал мастеров в Пскове и Новгороде, где совсем недавно кипели страсти по
поводу ересей (в частности, «ереси жидовствующих»). Судя по описаниям, новые
росписи в большой мере ориентировались на вопросы дня. Видное место в оформлении
фресок заняли исторические сюжеты, главным образом в духе «Сказания о князьях
Владимирских». Реалистичностью — вплоть до портретного сходства — отличалась и
манера исполнения. Значительное место отводилось также ветхозаветным сюжетам,
весьма редким в предшествующих росписях (ветхозаветные сюжеты в Новгородской
Софии, на которые в литературе обращено внимание, видимо, связаны с ирландским
влияние, как и соответствующее уклонение в XI в. в Печерском Киевском
монастыре). Видимо, эти отклонения от традиции и вызвали обвинения Сильвестра
в «ереси», с чем на протяжении ряда лет выступал дьяк Иван Висковатый,
возглавлявший посольский приказ. Судя по событиям 1553 г., когда в связи с
тяжелой болезнью Ивана IV возник спор о наследнике (малолетний Дмитрий
Иванович, или двоюродный брат Владимир Андреевич), Висковатый был близок именно
Захарьиным (Сильвестр не был в числе их приверженцев). Правда, прямолинейное
обвинение в адрес Сильвестра в «ереси» в связи с сюжетами росписей не могло
найти поддержку не только у царя, но и у митрополита: апологетический смысл
нововведений был очевиден. Поэтому Макарий предупредил неугомонного
обличителя: «Стал еси на еретики, и ныне говоришь и мудрствуешь не гораздо, о
святых иконах, не попадися и сам в еретики, знал бы ты свои дела». Помимо иконописи, Висковатый обвинил Сильвестра в
поддержке еретика Матвея Башкина. Видимор, для обвинения некоторые основания
были. Как и Сильвестр, Матвей Башкин решительно осуждал рабство, так же дав
холопам вольную. Вслед за влиятельным старцем Артемием, с которым у Сильвестра
тоже были связи, он принимает нестяжательские идеалы, но идет в критике
официальной церкви значительно дальше. Возможно, не без влияния распространившегося
в это время в Польско-Литовском государстве позднего арианства, он отрицал
божественное происхождение Христа, а это было ересью и с точки зрения
ортодоксального арианства. В конечном счете обвинения в адрес Сильвестра рассматривались
на соборе 1554 г.
Сильвестру удалось очиститься от обвинений в ереси, но и Висковатый получил
лишь церковное взыскание, которое никак не отражалось на его служебной деятельности.
Непримиримыми стороны останутся до конца. В литературе не раз отмечалось, что воззрения Сильвестра
наиболее полно выражены в «Домострое», редактором которого он являлся примерно
в то время, когда шла упомянутая тяжба. При этом имеет значение не столько текст
Домостроя как таковой, а именно редакция своеобразного руководства для
рачительного хозяина, возникшего до Сильвестра (примерно в конце XV — начале
XVI в. в Новгороде, а потому на горожанина в первую очередь и ориентированного)
и перерабатывавшегося неоднократно позднее. А редакция Сильвестра проявлялась
не только в сокращениях и в большей четкости изложения, но и в смягчении
некоторых рекомендаций предшествующего текста, в смягчении в том числе и по
сравнению с регламентацией Стоглава. Кстати, именно своеобразным резюме
Домостроя является и упомянутое «Послание и наставление отца сыну» (Анфиму). Деятельность Сильвестра так или иначе ограничивалась
нравственной сферой. Алексею Адашеву, помимо разбора челобитий, необходимо было
решать главные проблемы государства, связанные с более рациональной
организацией войска. Два «врожденных» порока ослабляли эффективность действий
войска в эпоху становления единого государства: отсутствие четко определенных
воинских обязанностей держателей вотчин и местнические споры воевод в походах,
часто приводившие к серьезным неудачам даже при перевесе сил над неприятелем.
Ни в XVI, ни в XVII в. устранить эти пороки не удалось, но именно в середине
XVI столетия были намечены пути их устранения.
|
|