Четверг, 02.05.2024, 17:25
Приветствую Вас Гость | RSS

История Московского царства
в лицах и биографиях
Меню сайта


Адашев и Сильвестр ч. 6

Политическая борьба и в прошлом часто велась «под ковром», поэтому понимание истинного расклада сил всегда затруднено этим обстоятельством. Так, в Стоглавом соборе появляется указание: «Писати иконописцем иконы с древ­них преводов, како греческие иконописцы писати и как пи­сал Ондрей Рублев и прочие пресловущие иконописцы, и подписывати Святая Троица, а от своего замышления ничто-же предтворяти». У Сильвестра, как сказано, была иконо­писная мастерская. Более того, после пожара 1547 г. именно ему поручалось восстановить росписи в кремлевских собо­рах. И судя по описаниям XVII в., в частности Симона Уша­кова, содержание росписей существенно отличались от тра­диционных и по тематике, и по манере исполнения.
Поскольку объем работ предстоял огромный, Сильвестр набрал мастеров в Пскове и Новгороде, где совсем недавно кипели страсти по поводу ересей (в частности, «ереси жидовствующих»). Судя по описаниям, новые росписи в большой мере ориентировались на вопросы дня. Видное место в офор­млении фресок заняли исторические сюжеты, главным обра­зом в духе «Сказания о князьях Владимирских». Реалистич­ностью — вплоть до портретного сходства — отличалась и манера исполнения. Значительное место отводилось также ветхозаветным сюжетам, весьма редким в предшествующих росписях (ветхозаветные сюжеты в Новгородской Софии, на которые в литературе обращено внимание, видимо, связаны с ирландским влияние, как и соответствующее уклонение в XI в. в Печерском Киевском монастыре). Видимо, эти откло­нения от традиции и вызвали обвинения Сильвестра в «ере­си», с чем на протяжении ряда лет выступал дьяк Иван Висковатый, возглавлявший посольский приказ. Судя по событиям 1553 г., когда в связи с тяжелой болезнью Ивана IV возник спор о наследнике (малолетний Дмитрий Иванович, или двоюродный брат Владимир Андреевич), Висковатый был близок именно Захарьиным (Сильвестр не был в числе их приверженцев). Правда, прямолинейное обвинение в адрес Сильвестра в «ереси» в связи с сюжетами росписей не могло найти поддержку не только у царя, но и у митрополита: апологетический смысл нововведений был очевиден. Поэто­му Макарий предупредил неугомонного обличителя: «Стал еси на еретики, и ныне говоришь и мудрствуешь не гораздо, о святых иконах, не попадися и сам в еретики, знал бы ты свои дела».
Помимо иконописи, Висковатый обвинил Сильвестра в поддержке еретика Матвея Башкина. Видимор, для обвине­ния некоторые основания были. Как и Сильвестр, Матвей Башкин решительно осуждал рабство, так же дав холопам вольную. Вслед за влиятельным старцем Артемием, с кото­рым у Сильвестра тоже были связи, он принимает нестяжа­тельские идеалы, но идет в критике официальной церкви значительно дальше. Возможно, не без влияния распростра­нившегося в это время в Польско-Литовском государстве позднего арианства, он отрицал божественное происхожде­ние Христа, а это было ересью и с точки зрения ортодоксаль­ного арианства.
В конечном счете обвинения в адрес Сильвестра рассмат­ривались на соборе 1554 г. Сильвестру удалось очиститься от обвинений в ереси, но и Висковатый получил лишь церковное взыскание, которое никак не отражалось на его служебной деятельности. Непримиримыми стороны останутся до конца.
В литературе не раз отмечалось, что воззрения Сильвест­ра наиболее полно выражены в «Домострое», редактором которого он являлся примерно в то время, когда шла упомя­нутая тяжба. При этом имеет значение не столько текст Домостроя как таковой, а именно редакция своеобразного руководства для рачительного хозяина, возникшего до Силь­вестра (примерно в конце XV — начале XVI в. в Новгороде, а потому на горожанина в первую очередь и ориентированно­го) и перерабатывавшегося неоднократно позднее. А редак­ция Сильвестра проявлялась не только в сокращениях и в большей четкости изложения, но и в смягчении некоторых рекомендаций предшествующего текста, в смягчении в том числе и по сравнению с регламентацией Стоглава. Кстати, именно своеобразным резюме Домостроя является и упомя­нутое «Послание и наставление отца сыну» (Анфиму).
Деятельность Сильвестра так или иначе ограничивалась нравственной сферой. Алексею Адашеву, помимо разбора челобитий, необходимо было решать главные проблемы го­сударства, связанные с более рациональной организацией войска.
Два «врожденных» порока ослабляли эффективность дей­ствий войска в эпоху становления единого государства: от­сутствие четко определенных воинских обязанностей держа­телей вотчин и местнические споры воевод в походах, часто приводившие к серьезным неудачам даже при перевесе сил над неприятелем. Ни в XVI, ни в XVII в. устранить эти пороки не удалось, но именно в середине XVI столетия были намече­ны пути их устранения.





Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz