«СИЛЬНЫЕ ЛЮДИ»
МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА И БОРЬБА ДВОРЯН С НИМИ В 20—40-е ГОДЫ XVII ВЕКА
Автор: И.Л. Андреев
Термин «сильные люди» получил широкое распространение
в документах XVII в., причем настолько широкое, что это позволяет говорить о
«сильных людях» как о вполне определенной и значимой группе в жизни общества.
«Великие крамолы, ябеды и насилия немощным от сильных», — утверждали люди того
времени, поднимаясь в этом своем обобщении до деления общества на «сильных» и
«немощных».
Естественно, что на «сильных людей» обращали внимание
многие исследователи истории XVII в., особенно когда касались таких тем, как
коллективные дворянские челобитные и городские восстания середины XVII
столетия.
Мы попытаемся взглянуть на этот вопрос в ракурсе более
широкой проблемы — истории господствующего класса, или, если быть точнее,
истории борьбы между дворянством и высшими слоями господствующего класса в
20—40-е гг. XVII в. Такой подход, учитывающий влияние внутриклассовой борьбы,
нам представляется чрезвычайно перспективным, позволяющим глубже уяснить многие
политические процессы того времени.
Кого относили к «сильным людям»? Ответ на этот вопрос
не так прост. Это как раз тот случай, когда современники, затрудняясь точно
назвать все признаки «сильного человека», все же безошибочно употребляли сам термин
в повседневной жизни. Связано это с тем, что существовал главный признак
«сильного человека» — возможность чинить насилие, произвол, беззаконие.
Понятно, что это мог позволить себе прежде всего
человек могущественный, сила которого основывалась на богатстве, происхождении,
социальном положении и обширных связях в верхах и приказном аппарате. Он потому
и страшен провинциальному помещику, что на него трудно найти управу, что его
почти невозможно обуздать.
Отсюда в разнообразных дворянских обращениях когорту
«сильных людей» неизменно возглавляют думные чины, стоящие у власти и
обладающие ею. Далее следовали «всяких чинов московские служилые люди», даже не
обязательно богаче своей провинциальной братии, но имеющие определенные
служебные и судебные привилегии, знакомства в приказах.
Впрочем, надо иметь в виду, что «московские чины» —
категория достаточно широкая, и в своих протестах против «сильных людей», под
которыми понимались прежде всего бояре и окольничий, московское дворянство нередко
примыкало к городовому дворянству. К «сильным» причисляли и высшее духовенство,
власти крупнейших монастырей, а иногда — приказную верхушку.
В каких областях сталкивались интересы «сильных людей»
и дворянства? Прежде всего в острейших после Смутного времени вопросах о крестьянах,
поместных и вотчинных владениях.
|