Так, Е. И. Заозерская, рассматривая зарождение
капиталистических отношений в мелкой промышленности, проанализировала
ведомости «о ремесленных людях», присылавшиеся в 1719—1720 гг. с мест по
запросам Берг- и Мануфактур-коллегии. Она выяснила, что в сибирских городах
основная масса ремесленников происходила из служилых людей по прибору.
Р. М. Кабо, обобщив первые результаты углубленного
изучения истории сибирского города, пришел к заключению, что в Западной Сибири
XVII в. служилые люди составляли «основное экономическое ядро городской
жизни». Н. В. Устюгов в рецензии на книгу Р. М. Кабо подчеркнул, что сибирские
служилые занимались ремеслами и торговлей «часто в более крупных размерах, чем
собственно посадское население».
Применительно к Восточной Сибири (Иркутскому и
Нерчинскому уездам) такое же положение было позднее зафиксировано Г. А.
Леонтьевой в ходе изучения большого количества самых разнообразных источников,
в том числе комплексных документов хозяйственной отчетности, материалов I
ревизии и т. п.
Она отметила, что «преобладающая численность служилых
людей-ремесленников в XVII — начале XVIII в. не являлась спецификой только
отдельных городов Иркутского и Нерчинского уездов... В некоторых сибирских
городах на определенном этапе развития (преимущественно раннем, когда посадское
население еще было малочисленным), служилые люди-ремесленники нередко могли
превосходить другие категории населения, обладавшие ремесленными специальностям;;,
и прежде всего посадских людей».
Большой вклад приборного служилого населения в
экономическое развитие Сибири был убедительно показан в 70-е гг. работами
исследователей истории западносибирского города.
Так, А. А. Люцидарская пришла к обоснованному выводу,
что «именно служилому сословию принадлежала заслуга превращения Томска в
торгово-промышленный центр». В. Н. Курилов аналогичным образом доказал «ведущую
роль» приборных служилых «в развитии Тюмени как торгово-промышленного центра».
Видная роль служилого населения в экономической жизни
западносибирских городов никогда не вызывала сомнений и у автора этих строк.
Поэтому нет никаких оснований противопоставлять его точку зрения по данному
вопросу мнению «большинства исследователей».
Действительно несколько особую позицию здесь занимает
исследователь истории западносибирского казачества А. Р. Ивонин, но его
расхождения с «большинством исследователей» по этому вопросу скорее
терминологического, чем принципиального характера.
|