Пятница, 17.05.2024, 14:25
Приветствую Вас Гость | RSS

История Московского царства
в лицах и биографиях
Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Опричнина в советской историографии

Ч. 5
Прежде всего на память о государстве. На совещании историков 7—13 мая 1935 г. была подчеркнута задача показа «не просто истории России, а процесса создания многонациональных феодальных государств, которые разбила Ок­тябрьская революция».
Эволюция государственного строя была положена в основу периодизации истории России в замечаниях Сталина, Жданова, Кирова на конспект учебника: они выделяли дофеодальный период, «самодержавный строй государства», «феодализм, когда Россия была раздроблена на множество самостоятельных полугосударств». В последнем термине ясно выразилась склонность умалять достоинство мелких политических образований («полуго­сударств»).
В преувеличении роли самодержавия заложены были основы рас-цветшего несколько позднее культа этой формы государственной власти. Вместе с тем сохранялось признание «аннексионистско-колонизаторской роли русского царизма вкупе с русской буржуазией и помещиками», подчеркивались связи «Великороссии» с другими народами.
На изучении опричнины новые веяния сказались не сразу. Несмотря на тре­бования автора школьного учебника по истории СССР проф. А. В. Шестакова критиковать представителей буржуазной историографии наряду с «врагами на­рода», в 1937 г. был переиздан фундаментальный труд С. Ф. Платонова о Смуте, в котором он доказывал закономерность опричнины, способствовавшей форми­рованию русской государственности. Таким образом, утверждалось преимуще­ство платоновской концепции опричнины в противовес концепции Карамзина — Ключевского с ее моральной направленностью.
Для дальнейшего истолкования опричнины весьма существенным стало из­менение оценки нынешней политики России и характера русской государствен­ности. 22 августа 1937 г. правительственная комиссия по конкурсу на лучший учебник, хотя и говорила о «народах, порабощенных царской монархией», тем не менее провозгласила, что вхождение народов в царскую Россию якобы сулило им «наименьшее зло».
Тем самым был сделан шаг назад в оценке роли царской власти для развития народов СССР даже сравнительно с 1934 г. 32 В тот же день родилось и новое словосочетание — «советский патриотизм», отныне чувство любви к Родине приобретало социально-политическую окраску у разных народов, представителей различного общественного строя, различных социальных групп.
Внедрение новых понятий происходило первоначально не в научной, а в учебной и пропагандистской литературе. Последняя со второй половины 30-х гг. стала задавать тон науке, в том числе и «большой академической», только что восстановленной (в 1936 г. был создан Институт истории АН СССР).
Официальное признание прошлого России консолидировало историков разных направлений — и тех, мировоззрение которых сложилось до 1917 г. (таких, как вернувшийся из ссылки С. В. Бахрушин), и представителей новых поколений. Возрождение патриотизма, пусть даже «советского», давало новый импульс для занятий историей — правда, в определенных рамках.
Сотрудники академического института обязаны были «проработать... минимум марксистско-ленинской литературы» с обязательной сдачей зачетов не позже 1 мая 1937 г., а при состав­лении программы по истории и определении тематики своих будущих исследова­ний руководствоваться схемой некоего «т. Кретова».
Категория: Опричнина в советской историографии | Добавил: defaultNick (05.10.2011)
Просмотров: 1616 | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz


Яндекс.Метрика