Пятница, 17.05.2024, 15:05
Приветствую Вас Гость | RSS

История Московского царства
в лицах и биографиях
Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Опричнина в советской историографии

Ч. 4
С незначительными поправками он вновь изложил ее в 1923 г. Синтез концепций Виппера и Платонова произошел в 30-е гг. Пока же на фоне развенчания русских правителей — великих князей и царей,— предпринимавшегося Покровским, чьи воззрения на время стали эта­лоном оценки русского прошлого, естественно было появление сочинений оп­ричников — Генриха Штадена, а также Иоганна Таубе и Элерта Крузе (Краузе}
Итак, начало 20-х гг. отличалось живым интересом к деятельности Грозного; велось серьезное исследование опричнины на основе актовых источников, про­изошло расширение источниковой базы, уточнена одна из старых концепций опричнины (Платонов), выдвинута новая (Виппер).
Позднее интерес к этой те­ме угас. В конце 20-х — начале 30-х гг. опричнина не принадлежала к ве­дущим темам исторической науки. Параллельно с усилением интереса к со­циологическим проблемам угасало и внимание к человеку, в том числе и эпохи опричнины.
Занятиям этой темой не способствовали и другие обстоятельства — высылка из СССР ведущих Историков и философов, отъезд в Латвию Виппера, аресты «не сосланных вовремя за границу» историков (12 января 1930 г. был арестован С. Ф. Платонов, осенью — С. В. Бахрушин и П. А. Садиков).
Среди оставшихся на воле следует в первую очередь назвать будущего исследо­вателя опричнины С. Б. Веселовского, 31 января 1929 г. избранного членом-кор­респондентом АН СССР. 19 мая 1930 г. Общество историков-марксистов приня­ло решение рассматривать каждого «антимарксиста» как «потенциального вре­дителя», потребовало вести непримиримую борьбу с буржуазными концепция­ми и установить «общественно-научный контроль» над преподаванием исто­рии, уничтожив грань между идеологией, политикой и наукой.
«Научное клад­бище», как пренебрежительно назвал Покровский историков дореволюционной формации, начало превращаться в обычное: в ссылке умер Платонов, надолго замолчал Садиков. Лишь представитель более молодого поколения истори­ков — И. И. Смирнов — в 1933 г. выступил с весьма актуальной для времени борьбы с «кулачеством» темой о роли опричнины в обострении классовых про­тиворечий в деревне, подчеркивая ее роль в разорении крестьян, да, как это ни парадоксально, в 1934 г. увидел свет перевод А. И. Малеина сочинения ино­странного современника опричнины Альберта Шлихтинга.
Утверждение культа Сталина сопровождалось активным использованием понятий средневековья. Упорно — и в теории, и в практике общественной жизни — насаждалась идея прогрессивности централизации.
Эта идея с конца 30-х гг. распространялась на прошлое России, когда, с одной стороны, была развенчана школа Покровского, а с другой — была реставрирована история как наука, превращенная, однако, в форму государственного и партийного идеоло­гического оружия.
15 мая 1934 г. совместным постановлением ЦК и СНК СССР «О преподава­нии гражданской истории в школах СССР», подкрепленным 9 июня постанов­лением о введении в школе элементарного курса всеобщей истории и истории СССР, будущим гражданам страны возвращалось право на память. Но какую?
Категория: Опричнина в советской историографии | Добавил: defaultNick (05.10.2011)
Просмотров: 1477 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz


Яндекс.Метрика