Пятница, 17.05.2024, 13:41
Приветствую Вас Гость | RSS

История Московского царства
в лицах и биографиях
Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Опричнина в советской историографии

Ч. 3
Р. Ю. Виппер, обратившийся к истории опричнины в годы первой мировой войны, в 1922 г. выступил с концепцией, направленной на утверждение и идеализацию монар­хического начала в русской жизни.
Как писал в 1965 г. С. М. Каштанов, Виппер «искал аналогии между Иваном IV и коммунистами, развивая порочный тезис о «демократической монархии в России XVI в., основанной на отсутствии сословий, корпораций и крепостного права», свободно оперировал такими поня­тиями, как «народническое направление», «самодержавный коммунизм» приме­нительно к Ивану IV.
По мнению Виппера, опричнина была «не только взры­вом мести против действительных и мнимых изменников, это была также воен­ная реформа, вызванная опытом новой трудной войны», «мерой военно-орга­низационного характера, продолжением реформ 1550 г.»
В этом двуступенчатом мероприятии он выделял две фазы — «преобразование... для использования бездеятельных в интересах государства» и «боевое средство для их уничтоже­ния», когда «из-за сопротивления недовольных» «преобразование становилось внутренней войной».
Признавая опричнину временным явлением, обусловлен­ным войной, Виппер на основании единственного иностранного свидетельства (послание некоего Ю. Ланге) подчеркивал ее «всемирно-исторический аспект». Противоречивость концепции характерна для всей книги Виппера, который сам признавал, что «цельность его картины воображаемая, искусственная».
Концепция идеального феодализма, который утвердился через 300 лет после Грозного, дополнена восхвалением царя, «гениального организатора и вождя крупнейшей державы своего времени», обладавшего «искусством в орудовании (так в тексте) многоразличными инородцами», главы «крепкой, бедной потребностями, долготерпеливой... расы, русского народа».
Откровенная апологетика Грозного в момент выхода книги не нашла под­держки, напротив, именно за это укорял автора С. Ф. Платонов. Казалось бы, данное обстоятельство должно было способствовать скорейшему забвению сочи­нения Виппера. Этого, однако, не случилось.
И. И. Полосин, который считал Ливонскую войну основным фактором, воздействовавшим на социально-эконо­мические отношения России, разделял и другие элементы випперовской концеп­ции: он писал о «военно-самодержавном коммунизме», имевшем тенденцию «демократизации» по мере роста крепостничества.
Политику Грозного по расши­рению дворянского землевладения за счет «княженецко-боярских» вотчин он расценивал как «настоящую социальную (или «аграрную») революцию», пола­гая, что «боярской землей и мужицкой свободой расплатилось государство с дворянской конницей за ее ливонские походы».
Большой силой воздействия обладала концепция С. Ф. Платонова, сложив­шаяся к исходу XIX в. По его мнению, опричнина призвана сломить вотчин­ное землевладение служилых княжат, поскольку она-де была распространена на землях старых удельных княжеств.
Категория: Опричнина в советской историографии | Добавил: defaultNick (05.10.2011)
Просмотров: 1562 | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz


Яндекс.Метрика