Пятница, 17.05.2024, 13:41
Приветствую Вас Гость | RSS

История Московского царства
в лицах и биографиях
Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Опричнина в советской историографии

Ч. 2
Пересмотр причин установления опричнины заставляет обратиться к пред­шествующему историографическому опыту, чтобы еще раз уточнить методику анализа источников, систему аргументов в пользу новых и старых гипотез, попытаться понять значение некоторых терминов, коими оперируют ученые, в частности, «Русское централизованное государство», получившего права гражданства в значении особого периода русской истории только в 1939 г.
Обобщение «опричной» историографии предпринималось уже не раз — в 1923 г. С. Ф. Платоновым, в 1944 г. — С. Б. Веселовским а, в 1947 г.— С. В. Бахруши­ным и И.У. Будовнипем в 1964 и 1974 гг.— А. А. Зиминым и, наконец, в 1990 г.— В. Д. Назаровым.
К рубежу XIX—XX столетий сложилось два взгляда на опричнину и ее ини­циатора — тирана или великого государственного деятеля, равного по значению Петру I. Далеко не все исследователи работали с первоисточниками. Исключе­ние составляли Н. М. Карамзин и С. М. Соловьев. Первый использовал нар­ративные источники отечественного и иностранного происхождения, второй до­бавил к ним данные посольских книг.
К концу XIX в. и те, и другие в основной своей массе были изданы (в сборниках Русского Исторического общества, Рус­ской Исторической библиотеки, Полном собрании русских летописей). Вплоть до 20- гг. XX в. источники по истории опричнины фактически не пополнялись.
Платонов, первым обратившийся к вопросам об опричной территории и сдви­гах в социальном составе боярства, судил об опричнине по ее результатам, зафиксированным писцовыми книгами XVII в. (ныне эта работа последователь­но проводится А. П. Павловым).
Однако даже взятые в совокупности, эти источ­ники (летописи, посольские книги и писцовые XVII в.) не давали полной картины опричнины. Задача исследования правления Грозного, как и всего XVI в., ясно сознавалась в 20-е гг. Так, А. Е. Пресняков в 1924 г. справедливо заметил, что «16-й век в русской истории можно назвать одним из наименее изученных ее периодов»
Первым приступил к изучению истории опричнины на основании актовых источников П. А. Садиков, значительную часть которых сам и ввел в научный оборот. Верный последователь Платонова, он разделял мнение последнего о лик­видации в ходе опричнины крупного княжеского и боярского землевладения со всеми его привилегиями.
Этот вывод был обусловлен материалом, извлечен­ным из монастырских архивов, поскольку в монастыри и попадала часть при­вилегированных земель. Садиков считал опричнину «домашним делом москов­ской жизни и ее государя», «государевым уделом».
Поэтому его особенно инте­ресовали центральные учреждения, действовавшие в опричнине: он установил существование Разряда, Ямского приказа и прочих наряду с дворецким и каз­начеем. Садикову принадлежит постановка вопроса о менталитете, употребляя современный термин, опричников и знаковой системе их символики.
Октябрьская революция и последовавшая за ней гражданская война созда­ли благоприятные условия для политизации и актуализации истории опричнины. М. Н. Покровский выступил с теорией о царской диктатуре как форме господст­ва дворян и купечества, что, впрочем, прошло незамеченным.
Категория: Опричнина в советской историографии | Добавил: defaultNick (05.10.2011)
Просмотров: 1770 | Рейтинг: 4.8/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz


Яндекс.Метрика