Пятница, 17.05.2024, 11:32
Приветствую Вас Гость | RSS

История Московского царства
в лицах и биографиях
Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Опричнина в советской историографии

Ч. 15
Глава Садикова и Зимина «Внутренняя политика в 60-х — первой половине 80-х гг. Опричнина» показывает, как медленно и трудно происходило станов­ление новых взглядов на опричнину, как прочно держались историографические фантомы, принадлежавшие чудом уцелевшим в сталинской мясорубке людям, надломленным лагерями, ссылками и террором.
Политизация истории опрични­ны во второй половине 30-х гг. отнюдь не способствовала пониманию этого явления. Парадоксальность историографической ситуации на протяжении изу­чаемого времени заключается в том, что наиболее близко к пониманию оприч­нины как временной меры, вызванной обстоятельствами Ливонской войны, под. ходил Виппер на заре советской власти.
Однако его общие построения от­носительно государственного строя и «изобретателя» опричной политики дискредитировали и то зерно истины, которое содержала его книга. Отказ от випперовской концепции опричнины был обусловлен неприятием его монархиче­ских представлений и апологетики Грозного.
Коренной пересмотр русской внеш­ней политики, предпринятый на протяжении 1937—1939 гг.,— превращение всех войн эпохи Грозного в оборонительные, а присоединение народов к Русскому государству — в «наименьшее зло» для них — также подорвал его теорию. Дальнейшее развитие науки пошло по пути «государственников», глава кото­рых — С. Ф. Платонов — погиб в ссылке. Его идеи, оплодотворенные випперовскими похвалами Грозному и согретые поддержкой генсека, стали базой не толь­ко для научно-пропагандистской, но и научной литературы.
Исследовались последствия опричнины, конкретизировался ход, но о ее причинах и сущности осмеливался в 40-е гг. писать лишь С. Б. Веселовский.
Было бы неверным зачеркивать все достижения советской исторической нау­ки изучаемых десятилетий. На протяжении 20-х — первой половины 50-х гг. были введены в научный оборот новые источники — «записки» иностранцев, акты и делопроизводственные материалы монастырских архивов, синодики и т. д. Расширилась сфера интересов и рамки научных изысканий. Поиски смысла опричнины обрели конкретность и жизненность.
Судьбы палачей и жертв, их социальный состав — все это помогло пролить новый свет на «прогрессивное войско опричников» и направленность их карательных мероприятий, на земель­ную и финансовую политику опричного времени. Все это подготовило возмож­ности для нового понимания опричнины в 60-е гг.
Уроки трагических 30—50-х гг. нашего столетия не только в конформизме, на который осознанно, а иногда и неосознанно шли наши старшие коллеги (чью традицию унаследовали и мы), но в необходимости особого внимания к понятийному аппарату.
Неопределенность терминов, не наполненных конкрет­ным содержанием, не соотнесенных с другими явлениями социальной и полити­ческой жизни России, с аналогичными в других странах Европы и Азии,— большое препятствие для объективной оценки такого сложного и противоречиво­го этапа в истории, как опричнина.
Статья не претендует на исчерпывающее решение поднятых в ней вопросов. Ее цель — лишь привлечь внимание специалистов к проблеме дефиниций, выра­ботке такого понятийного аппарата, который бы соответствовал конкретике русского исторического процесса, к необходимости комплексного исследования источников. Обзор историографии 20-х — середины 50-х гг. показал пагубность заблуждений историков для развития всей отечественной культуры.
Печальные и трагические судьбы науки об опричнине в эти годы должны стать уроком мужества, который преподал С. Б. Веселовский, для новых поколений ученых.
Категория: Опричнина в советской историографии | Добавил: defaultNick (05.10.2011)
Просмотров: 1442 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz


Яндекс.Метрика