Пятница, 17.05.2024, 14:12
Приветствую Вас Гость | RSS

История Московского царства
в лицах и биографиях
Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Опричнина в советской историографии

Ч. 12
Издание «Хронологических выписок» К. Маркса в 1946 г. послужило толчком для новых размышлений об экономических предпосылках создания Русского централизованного государства и причинах Ливонской войны. Мнение Маркса, будто Грозный «был настойчив в своих попытках против Ливонии... их созна­тельной целью было дать России выход к Балтийскому морю и открыть пути сообщения с Европой», было безоговорочно принято советскими историка­ми.
При этом степень экономического развития России настолько преувели­чивалась, что в ходе дискуссии 1946 г. Базилевич выдвинул идею о завершении образования всероссийского рынка в XVII в. Что же касается опричнины, то в 1948 г. И. И. Смирнов считал, что опричнина была политикой экономического и политического разгрома боярства.
В 1949—1951 гг. состоялась дискуссия о периодизации истории СССР. Вопрос о централизованном государстве признавался кардинальным, такой тип государства противопоставляли сословно-представительной монархии, подчер­кивая, что последним термином ни Ленин, ни Сталин не пользовались. В редак­ционной вводной статье предлагалось обсудить хронологические рамки суще­ствования централизованного государства.
Ни Базилевич, открывший дискус­сию, ни Черепнин, ни Смирнов не употребляли термин «сословно-представительная монархия». Первые два писали о феодальной монархии, последний — о централизованном государстве. По мнению Юшкова, раннефеодальная монар­хия после образования централизованного государства (завершение его скла­дывания он считал результатом опричнины) сменяется сословно-представи­тельной монархией, хотя он и утверждал, что экономические предпосылки цен­трализации не созрели и в середине XVI в.
В обобщающем труде «История государства и права» он выдвинул другую идею — что только абсолютная монархия может быть централизованнойю Зимин, подобно Юшкову, вводил по­нятие сословно-представительной монархии применительно к третьей четверти XVI в., зачисляя земские соборы, губные и земские учреждения в разряд цент­ральных и местных сословно-представительных органов. Он полагал, что их становлению способствовали реформы Избранной рады и опричнина.
Однако критерии для различения централизованного и сословно-представительного государства выдвигались крайне расплывчатые. Базилевич считал, что второй этап истории феодальной Руси — централизованное государство — характеризовалось наличием центральных органов управления, общего зако­нодательства, сменой вассалитета отношениями подданства, ликвидацией част­ных иммунитетных прав, единой организацией военных сил, непосредственно подчиненных верховной власти в качестве орудия ее классовой внутренней и внешней политики.
Для Юшкова — это превращение самостоятельных княже­ний в вассальные по отношению к Московскому государству, вассальных — в княжеские, удельных— в служебные и рост великокняжеского домена в результате завоеваний, прикупов, конфискаций. Эта система доказательств позво­лила ему возводить начало процесса централизации ко времени Калиты, а с опричниной связывать переход к сословно-представительной монархии.
Неопределенность критериев и неясность вопроса о роли опричнины в раз­витии государственного строя вызвали новое обращение к этому вопросу в 60-е гг. и в наши дни, однако ясности в этом вопросе нет и поныне: А. М. Сахаров в 1959 г. идентифицировал «Московское царство» с централизованным, а последнее в 1969 г. называл «единым».
Категория: Опричнина в советской историографии | Добавил: defaultNick (05.10.2011)
Просмотров: 1627 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz


Яндекс.Метрика