Пятница, 17.05.2024, 15:05
Приветствую Вас Гость | RSS

История Московского царства
в лицах и биографиях
Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Опричнина в советской историографии

Ч. 10
Мнение Базилевича о том, что единое, оно же централизованное государство было феодальной монархией, основывавшейся на союзе верховной власти с мелкими землевладельцами — вотчинниками и дворянами и городским торгово-ремесленным населением, противоречило представлениям С. В. Юшкова и П. П. Смирнова о государ­ственном строе России XVI в.
По мысли первого, при Иване IV «появились зем­ские соборы, меняется состав Боярской думы и степень ее влияния, окончатель­но утверждается система приказов, отменяется система кормлений».
П. П. Смирнов полагал, что земские соборы следует рассматривать в трех аспек­тах: «во времени как результат образования централизованного сословного государства; по социальному составу — как призвание к политическому собра­нию вновь сложившихся молодых классов (подклассов) дворянства и городско­го населения и, наконец, по аналогии с соответствующими сословно-представительными учреждениями (кортесами, парламентом, Генеральными штатами, имперскими сеймами)».
Дискуссия не прошла бесследно: во втором издании вузовского учебника по замечаниям Юшкова была введена стадия сословно-представительной монар­хии. Впрочем, вряд ли Боярская дума, выражавшая корпоративные интересы боярства, или Земский собор 1566 г., собравший случайных представителей различных прослоек общества, находившихся в момент его созыва в Москве, могут быть квалифицированы как сословно-представительные учреждения.
Пока ученые дебатировали вопрос о характере русской государственности, апологетическая тенденция торжествовала в художественной литературе, кино и театре. Вслед за сценарием С. М. Эйзенштейна, пьесой «Трудные годы» А. Н. Толстого (МХАТ) последовала драматическая повесть последнего, пьеса И. Сельвинского «Ливонская война» (Малый театр) и В. Соловьева «Великий государь» (театр им. Е. Б. Вахтангова), наконец, огромный роман В. И. Костытлева.
Авторы этих произведений, ничтоже сумняшеся, возвеличивали Грозно­го среди тех «сверхгероев», которые, по словам Зимина, «осеняли потомков своей благостью». Историки попытались препятствовать искажению историче­ской правды в художественных произведениях.
Однако их критические отзывы как правило, оставались в рукописи. Рецензии С. Б. Веселовского на повесть Толстого и роман Костылева увидели свет в 1973 и 1989 гг. Статья же Поло­сина о драмах, поставленных в московских театрах, появилась в таком иска­женном виде, что автор требовал снять с нее свое имя. В рукописи остался ряд его отдельных разборов московских театральных постановок.
Трудно складывалась судьба научных изысканий С. Б. Веселовского по опричнине. Избранный в 1946 г. в академики, он смог опубликовать лишь один этюд — об опричном дворе из всего цикла, предназначенного для монографии «Старое и новое об Иване Грозном». Вопреки мнениям Виппера и Садикова, он убедительно доказал, что опричнина существовала лишь 7 лет и продлевать ее на все правление Грозного нет никаких оснований.
В этой статье, по отзыву Зимина 1950 г., он воскрешал «похороненные наукой ошибочные положения Ключевского, будто опричнина — «плод чересчур пугливого воображения ца­ря»; она была направлена «против лиц, а не против порядка». Неудача Весе­ловского в издании своей плановой монографии была предопределена печально знаменитым постановлением ЦК ВКП(б) о кинофильме «Большая жизнь» от 4 сентября 1946 г., где был узаконен сталинский подход к Ивану IV.
Категория: Опричнина в советской историографии | Добавил: defaultNick (05.10.2011)
Просмотров: 1475 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz


Яндекс.Метрика