ОПРИЧНИНА И ХАРАКТЕР РУССКОГО ГОСУДАРСТВА В СОВЕТСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ 20-х — СЕРЕДИНЫ 50-х ГОДОВ
Автор: А.Л. Хорошкевич
Опричнина была учреждена Иваном Грозным ради продолжения непопулярной в России-Ливонской войны, ведшейся под лозунгом овладения наследием, якобы оставленным Августом-кесарем своему далекому потомку Рюриковичу.
Страдавший сложным комплексом неполноценности (из-за неуверенности в законности своего появления на свет, невенчанности Василия III, былого, но не забытого соседними государями холопства его деда — Ивана III), первый русский царь (с 1547 г.) болезненно воспринял отказ великого князя литовского и короля польского признать его титул, равно как и нежелание боярства поддерживать его в борьбе за «государево имя», в воинственных устремлениях против единоверческого населения Великого княжества Литовского (далее— ВКЛ).
Склонность к миру с православными соседнего государства заставляла Боярскую думу, орган, выражавший корпоративные интересы высшей прослойки феодалов (в том числе воевод, в частности, И. П. Федорова), поступать вопреки замыслам царя. Вину за неудачи в Ливонской войне, уже в 1560 г. превратившейся в ливонско-литовско-русскую, царь возлагал не только на воевод, но и на всех участников дипломатических переговоров с ВКЛ и Короной Польской, в 1569 г. объединившихся в Речь Посполитую.
За это большинство их — вне зависимости от принадлежности к опричнине или земщине — расплатилось жизнями на протяжении 1567—1570 гг., когда обозначились необратимость неудач и близость полного поражения в войне.
Таковы, по нашему мнению, причины этого загадочного явления русской истории. Впрочем и теперь, в 90-е гг., существуют иные объяснения введения опричнины: например, В. Б. Кобрин продолжал развивать идею А. А. Зимина о направленности опричнины против последних уделов, самостоятельности Великого Новгорода и церкви (в последнем Зимина поддержали Г. Штёкль и Фр. Кемпфер); Д. Н. Альшиц видит в опричнине механизм подавления, по выражению Н. Я. Эйдельмана, «ростков демократии», идентифицируемых с сословно-представительными учреждениями и началами.
«Социальное происхождение самодержавия,— пишет Альшиц,— неразрывно связано с опричниной». Посему он распространяет время существования опричнины не только на правление Грозного, т. е. до 1584 г., но и на всю русскую историю до 1917 г.
При имеющейся разнице взглядов на сущность и причины опричнины очевидна ее неразрывная связь с укреплением самодержавия — в подавлении сословно-представительных начал (Альшиц), в сокрушении остатков удельных порядков (Кобрин), в сфере внешнеполитических сношений (Хорошкевич).
|