По образу жизни, наружному виду, обычаям, укладу
жизни, религии и домашнему обиходу эти кубанцы почти не отличаются от прочих
ногаев. Только, говорят, они еще грубее и некрасивее, чем европейские. Лишь
немногие из них живут деревнями. Они постоянно кочуют с одного места на другое,
не сеют ничего, кроме проса; им они засевают некоторые местности на берегу
Азовского моря. Выполнив это, они уходят со своими улусами и пасут свои большие
стада в степях по обе стороны Кубани, до самых гор, на Куме, Куре, Тереке и
Малке; отсюда они возвращаются на Кубань и к Азовскому морю. После того как они
проводят таким образом лето и просо поспеет, они снимают урожай и прячут его в
бочках под землей. После этого они располагаются кочевьями вдоль морского
берега и дают тем временем своим лошадям зимовать в степи. Так было по крайней
мере еще в начале этого столетия. Просо составляет важную часть их пищи. Но
производимого ими недостаточно, и они должны покупать большую часть у
черкассов. Вообще же они живут, скотоводством, овцеводством и коневодством,
которые у них высоко развиты. Кумыш и боза их главные напитки. В наклонности к
грабежу и ловкости в нем они превосходят всех других подданных крымского хана.
С калмуками, когда они были еще их соседями, они вследствие этого были в
непрерывных ссорах и войнах.
Кубанские Черкассы (я называю их так, чтобы отличить
от их соплеменников в обеих Кабардах) удерживались как на Дону, так и на
Кубани, Там составляли они, хотя и сильно смешавшись с русскими, донское
казацкое государство. Здесь они владели всеми островами нижней Кубани, всем
южным берегом этой реки до ее истока и местностями у Черного моря до Абазы. Но
эта южная часть их должна была в раннее [64] время признать владычество
крымских ханов. Они, однако, управлялись всегда бегами из их же нации, которые
ежегодно уплачивали хану дань, состоявшую из мехов, меда, юношей и девушек.
Солтаны или принцы из рода Гераев, находящиеся здесь в довольно большом числе,
живут только как частные лица, не принимая никакого участия в управлении
страной, разве когда им при помощи связей удается приобрести приверженцев.
Эти Черкассы называют себя адиге. Греки и итальянцы
называют их цихами, русские — ясами. Они были также известны под именем ас. Еще
теперь жители Тамани и других островов известны у русских под именем ясы.
Татары называют их адаларами, турки — кара-черкеслер. Они
разделяются на различные племена, как, например, ада, агьяни, бошадух, хатукай,
кемергуй, беслини и т. д. У них есть три сословия: дворяне, вассалы и рабы. Они говорят на языке, немногим отличающемся от диалекта
их соплеменников в обеих Кабардах; но от языка авхассов, в основе родственного
ему, он отличается до полной непонятности. Вообще же он не имеет никакого
родства ни с одним языком в мире. Он очень гортанен, но не неприятен.