Они жили еще в этот период по всему восточному берегу
Азовского моря до Дона. Они завладели Керчью в Крыму, часто нападали на этот
полуостров и другие европейские местности, сделались основным составом
образовавшихся тогда казацких народностей и основали в Египте знаменитую
династию. Францисканцы распространили здесь также католичество. Ферзахт, князь
цихов, присоединился в 1333 г. к римской церкви, и в стране этого народа с
1349 г. было учреждено в Тамани (Матриге) католическое архиепископство, в
Сибе и Лукуке католические епархии. Однако [62] большинство черкассов
остались верными греческой церкви.
В 1395 г. цихи подверглись ужасному нашествию
великого Тимура; их жилища были опустошены, город Кубань разорен. Но они снова
оправились и защищали свою свободу с большим мужеством. Правда, около
1484 г. османы завоевали города и крепости Тамань, Темрук и Ачук в устье
Кубани, причем, как говорят, покорили также остатки здешних (таманских) готов.
Но этим они не приобрели власти над Черкассами. Их намерением было только
обеспечить за собою Каффинский пролив и Азовское море. Санджак-баша, бывший вначале подчиненным беглербегу румелийскому и затем
каффинскому, до последней войны с Россией был их наместником в этих крепостях,
где они делили пошлины с крымским ханом пополам.
Наконец, османский двор по миру в 1774 г.
отказался от своих здешних владений, но удерживал все же, вопреки мирному договору,
Тамань и Темрук, пока, наконец, в начале этого года
Шагин-Герай при помощи русских прогнал отсюда османские гарнизоны.
В начале османского периода крымские ханы не имели еще
никакого влияния на Кубани. Астраханские ханы претендовали быть властителями
этих местностей. В действительности здесь господствовали мелкие черкасские князья
или бродили черкасские орды (Partheien), никому не подчинявшиеся. Джосафат
Барбаро в 1487 г. называет следующие черкасские племена:
1) Кремук (Кромук), 2) Хиппихе (может быть, Кипджак), 3)
Тетаркосса (Тартакозия), 4) Собай, 5) Хевертей или Харбатей
(может быть, Кабарда), 6) Ас или Алани. Мохаммед-Герай был
первым из крымских ханов, начавшим распространять здесь свое владычество. Его
преемники продолжали войны с черкассами и вытесняли их все более и более. Они
переселили сюда много астраханских ногаев, или уведенных ими во время войны,
или ушедших с Волги и добровольно ставших под защиту крымских ханов, особенно
во время и после разрушения астраханского государства.
Эти ногаи, называемые малыми или черными ногаями
(Кара-Ногайлар) и кубанцами, разделяются на различные орды и племена. Среди них
нам известны: Казай-аул (Казиевский, Казиева-Улусси), значительная орда, прежде
кочевавшая между устьем Кубани и началом Маныча, но теперь находящаяся большей
чатью у реки Лабы. Нарус-аулы, причисляющие себя к Казай-аулам. Оба эти племени
насчитывают около [63] 10 000 семей. Часть едишкульской и джембойлукской
орд: Касполат-аул (Каспалладолу), которые, как я полагаю, тоже находятся здесь:
кипджаки, мипы, бурлаки и, по крайней мере, прежде майлебаши. Наконец, в
1770 г. пришли сюда также буджаки, едизанцы, едишкульцы, джембойлуки с
другой стороны Дона. Эти четыре рода могли бы возвратиться в прежнее свое
местожительство, но выказали мало желания и до сих пор, сколько мне известно,
остаются на Кубани. Как известно, северная часть прежних кубанских владений по
Кучук-Кайнарджийскому миру уступлена Российской империи.