Крымские татары разделяются на четыре колена (Staemme)
(аймаклар, кабейлелер): 1) Ширин, 2) Барин (древняя орда, которая сражалась в
1397 г. за Тохтамыша против Тимур-бага), 3) Мансур (Монсур, вероятно,
также Мангут) и 4) Сучувуд. Эти колена имеют своих собственных бегов,
называемых кырым-бегълери. Ширинский бег самый знатный среди
них. Он вообще самая важная и видная особа в государстве после самого хана,
хотя он собственно должен быть следующим за калга-султаном.
Хан (т. е. царь, Koenig) претендует на титул
падишаха (императора). Он подписывается: Улуг Йортнинг, ве Техти Кырымнинг, ве
Дешти Кыпчакнинг, улуг хани, что означает: Великий хан великой орды и престола
(государства) Крыма и степей Кыпчака (Капджака). Ханом всегда бывает
представитель рода Гераев, разделяющегося на две линии: настоящую или [24] ширинскую
и побочную, называемую Джобан-Герай или Пастухи-Гераи.
Настоящая линия была всегда обладательницей трона, а
из линии Джобан только один Кёр-Герай носил титул хана в течение одного года
после битвы у Вены. Джобаны могут, однако, носить сан калги или
нурреддина. Они обыкновенно живут вне Крыма, преимущественно в Джамболи. Еще в начале османского периодаханы или
назначались своими предшественниками, или избирались народом, через
кырым-бегьлери и уполномоченных ногайских мурз; они обыкновенно
царствовали до своей смерти. Стамбульский двор только утверждал их. Но со
времени второго завоевания в 1584 г. избрание лишь редко
предоставлялось народу. Высокая Порта назначала и смещала ханов в зависимости
от своих интересов.
Падишаху обыкновенно достаточно было попросту через
знатного придворного послать султану, предназначенному быть
новым ханом, почетную шубу, саблю и соболью шапку, усыпанную драгоценными
камнями, вместе с хаттишерифом, т. е. собственноручно подписанным
приказом, который читался собранным в диване кырым-бегам; тогда
прежний хан без ропота и противодействия отрекался от престола. Если же он
решался сопротивляться, то большей частью без особых усилий приводился к
послушанию гарнизоном, стоявшим в Каффе, и посылавшимся в Крым флотом.
Низложенных ханов обыкновенно отсылали на Родос. В последнее время было чем-то чрезвычайным, если хан сохранял
свой сан семь или восемь лет. Теперь, по мирному договору 1774 г.,
избрание принадлежит снова только народу. Четыре кырым-бега и отдельные
уполномоченные мурзы из Буджака, Едисана, Джембойлука и Едишкула выполняют это
именем народа. Как только избрание совершилось, избранный хан садится на
середину ковра, и все присутствующие мурзы с обнаженными головами кричат ему
громким голосом: «Коп! Иаша!», т. е. «Встань! Живи!».
После этого кырым-беги берут ковер за четыре конца, поднимают на нем хана вверх
и объявляют его ханом всех татарских орд.
При обмене ратификациями последнего мирного договора между Россией и Турцией в 1775 г. пришли к следующему
соглашению: «Новый хан по своем избрании будет извещать об этом петербургский
двор и Порту; падишах, по получении этого извещения, будет обязан признать его
в этом сане и послать [25] ему почетную шубу, дульбенд и
саблю; в крымских месджидах будут продолжать молиться о
падишахе и чеканить монету с его штемпелем; кадии
должны будут назначаться константинопольскими кадиелескерами, —
но все это под условием, что Порта не будет иметь ни малейшего влияния на
гражданское правление Крыма в ущерб его независимости; все это должно служить
лишь указанием на то, что падишах, как халиф, имеет право
признать хана как исповедующего религию Мохаммеда, следовательно, исключительно
в религиозном смысле, без всякого отношения к гражданским делам».