При князе Олдамуре они в 1282 г. приняли решение
завоевать Венгрию. Хотя это намерение не удалось осуществить, но они все же
беспокоили впоследствии венгров постоянными набегами. В 1346 г. их князь
Бали-хан, имевший резиденцию в Карабуне, послал византийской императрице Анне
Савойской помощь против Иоанна Кантакузена. В это время большая их часть приняла
христианство, и хотя они со всех сторон были окружены исповедывающими греческое
христианство, [55] венгерские францисканцы удерживали их неоступно в
католической церкви.
Однако команы и теперь были постоянно тревожимы и
ограничиваемы в своих владениях все более распространявшимися валахами. Воеводы
Трансальпийской Валахии и Молдавии попеременно завладевали Бессарабией. В
1396 г. Владислав, король Венгрии и Польши, дал волошскому князю Владу
Бессарабское воеводство в ленное владение. Его преемник Мирза владел им в
1399 г., но в 1412 г. оно принадлежало молдавскому князю Александру.
По договору о разделе, который заключили Сигизмунд
венгерский и Владислав польский относительно владений Александра, северная
часть Бессарабии с Аккирманом должна была отойти к Польше, а южная с Килиею — к
Венгрии, Но все-таки молдаване продолжали владеть ею, и сыновья Александра,
Илья и Стефан поделили ее в 1434 г. таким образом, что первый получил
Килию, второй Аккирман. Петр в 1448 г. сдал Килию венграм. В 1469–1474 гг.
Бессарабиею владел знаменитый валахский Дракул, но отдал ее в 1474 г. завоевателю
Магомету II, который назначил наместником туда Тетруша. Еще раз завоевали ее
молдаване при Стефане Великом в 1482 г. Но через два года она с
завоеванием Килии и Аккирмана подпала под владычество османов; они сделали ее
непосредственной провинцией в своей империи.
При этом правлении Бессарабия в значительной степени
лишилась жителей. Команы и валахи жили еще там, но в небольшом количестве.
Поэтому в 1569 г. было туда перевезено 30 000 астраханско-ногайских
семейств, которых османы и крымские татары увели с Волги, после того как их
попытка соединить эту реку каналом с Доном потерпела крушение.
Это те ногаи, которых теперь называют будшакскими татарами. Они составляют самую
значительную часть населения страны. Также живет здесь еще много валахов в
городах и в деревне, особенно по берегам Дуная и Днестра. Есть еще и команы;
один священник, посланный к ним в 1706 г. из Тырнова в Венгрии, нашел их
еще добрыми католиками.
Буджакские татары получили это название от местечка
Буджак на Днестровском лимане, бывшего первоначально их главным городом. Их два
наиболее значительных рода (по сведениям Кантемира) —
Орак-Оглы и Орумгет-Оглы. Они могли выставить от 30 до [56] 40 000 воинов;
они очень неспокойны и свободолюбивы; всячески они старались свергнуть
владычество османов и крымского хана, которому были предоставлены османами: они
часто поднимали восстания и стремились оставить эту страну, которая им не
нравилась вследствие недостатка воды и соседства османов.